Защита прав потребителей в торговле

Название работы: Защита прав потребителей в торговле

Скачать демоверсию

Тип работы:

ВКР

Предмет:

Гражданское право

Страниц:

101 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей в торговле 6

§1. Конституция и иные законы, регулирующие права потребителей 6

§2. Правовые акты правительства 15

§3. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав

потребителей 20

Глава 2. Основные права потребителей в торговле 26

§1. Право на информацию 26

§2. Право на качество 38

§3. Право на безопасность товаров 47

§4. Право на обмен товара надлежащего качества 56

Глава 3. Последствия продажи товаров 59

§1. Требования, которые может предъявить потребитель. Субъекты, которые

могут предъявить требования 59

§2. Доставка и временное пользование 69

Глава 4. Имущественная ответственность за нарушение прав потребителя 73

§1. Неустойка 73

§2. Возмещение убытков 78

§3. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков 81

§4. Компенсация морального вреда 85

Заключение 89

Библиография 97

Выдержка:

Введение

В начале 1990-х годов в нашей стране был взят курс на построение рыночной экономики. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.

Необходимость развития законодательства об охране прав потребителя, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

При обильном ведомственном нормотворчестве складывалась возможность издания актов, не опиравшихся на соответствующие нормы закона.

Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих отношений в ведение отраслевых органов управления, усугубляла положение потребителей. Если же учесть, что право издания нормативных актов, затрагивавших права и интересы потребителей, обычно передавалось тем органам управления, которые являлись для предприятий и организаций торговли и сферы услуг вышестоящими органами, то становится очевидной явная дискриминация потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей, принимались с явным нарушением закона.

Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню защиты их прав. Несоответствие данного законодательства международному уровню защиты прав потребителей проявлялось в том, что:

во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то в чисто традиционном плане отраслевым законодательством без учета приоритета охраны их прав;

во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма реализации (права потребителей в случае приобретения вещей ненадлежащего качества, права услугополучателей при нарушении условий договора о выполнении работ и оказании услуг о качестве и т.д.);

в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу;

в-четвертых, недостаточно были урегулированы организация и деятельность организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Что же касается специальных государственных органов по защите прав потребителей, то таковые вообще отсутствовали.

§3. Круг лиц, на которых распространяется законодательство о защите прав потребителей

Как указывается в Законе «О защите прав потребителей», потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, потребитель должен обладать единой совокупностью юридических признаков .

Во-первых, это гражданин, т.е. физическое лицо. Соответственно иные субъекты права (юридические лица, публично-правовые образования) не являются потребителями в контексте данного законодательства.

Во-вторых, данное физическое лицо имеет намерение заказать или приобрести либо заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги). Отсюда видно, что потребителем является как физическое лицо, которое уже приобрело товар, работу услугу, т.е. заключило соответству¬ющий договор, так и субъект, который только собирается это сделать. Таким образом, в соответствующих ситуациях гражданин признается потребителем и до заключения договора, а также в тех случаях, когда физическое лицо не состоит в договорных отношениях с продавцами и исполнителями, а лишь использует товары (работы, услуги). Например, всеми правами потребителя обладает гражданин, использующий полученный от другого физического лица по договору дарения товар, в свою очередь приобретенный дарителем в магазине.

В-третьих, товары, работы, услуги приобретаются, заказываются, используются физическим лицом исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Слово «исключительно» свидетельствует о том, что при наличии одновременного удовлетворения потребностей субъекта, как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не связанных с ней, физическое лицо формально не может быть признано потребителем. Отсюда может быть сделан вывод о том, что, например, если индивидуальный предприниматель пользуется услугами железной дороги в качестве пассажира для целей осуществления предпринимательской деятельности (проезд к месту заключения контракта и т.д.), то он в отношении с железной дорогой потребителем не является.

Библиография

Нормативные акты

1. Конституция РФ . М.,1993 г.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I, II. – М., 2001.

3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I "О защите прав потребителей", в ред. ФЗ от 9 января 1996 г. №2-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 140 (с изм. ФЗ от 17.12.1999 №212-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ).

4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Российская газета, №245 (3113) от 31.12.2002.

5. Федеральный Закон от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, №29, ст. 2942.

6. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Российская газета, №100, 25.05.95.

7. Федеральный закон от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, №2, ст. 150 (в ред. ФЗ от 30.12.2001 №196-ФЗ, от 10.01.2003 №15-ФЗ).

8. Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ). // СЗ РФ, 1996, № 5, ст. 411; 2001, № 49, ст. 4553.

9. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Российская газета, №39, 22.02.95.

10. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» (ред. от 30.12.2001) // Российская газета, №142, 25.07.95.

11. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (ред. от 02.01.2000)// Российская газета, №118, 25.06.98.

12. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. ФЗ от 07.01.99, от 29.12.2001, от 25.07.2002) // Российская газета, №231, 29.11.95.

13. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Российская газета, №30, 17.02.98 (ред. от 21.03.2002).

14. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг"»// СЗ РФ, 03.08.98, №31, ст. 3832.

15. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, №248, 29.12.95 (ред. от 27.02.2003).

16. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 «О страховании»// Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, №2, ст. 56 (в ред. ФЗ от 31.12.1997 №157-ФЗ, от 20.11.1999 №204-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.04.2002 №41-ФЗ).

17. Закон РФ от 10 июня 1993 г. №5151-1 «О сертификации продукции и услуг» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, №26, ст. 966 (в ред. ФЗ от 27 декабря 1995 г. №211-ФЗ, 2 марта 1998 г. №30-ФЗ, 31 июля 1998 г. №154-ФЗ).

18. Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, №25, ст. 917 (в ред. ФЗ от 27 декабря 1995 г. № 211-ФЗ).

19. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. №481 «Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний» // СЗ РФ, 28.04.97, №17, ст. 2020.

20. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков". // СЗ РФ, 1997, № 20, ст. 2303.

21. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. №720 «Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» // СЗ РФ, 23.06.97, №25, ст. 2942.

22. Постановление Правительства РФ от 19. января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" // СЗ РФ, 1998, № 4, ст. 482 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 №1222, от 02.10.1999 №1104, от 06.02.2002 №81).

23. Постановление Правительства РФ от 27.12.96 №1575 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке". // СЗ РФ, 1997, № 2, ст. 244.

24. Постановление Правительства РФ от 15.08.97 №1037 "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на непродовольственных товарах, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке". // Российская газета, №164, 26.08.97.

25. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. №1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования и уничтожения» // СЗ РФ, 1997, №40, ст. 4610 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.10.1999 №1104)

26. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013. «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» // Российская газета, №161, 21.08.97 (ред. от 29.04.2002).

27. Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. №766 «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» // СЗ РФ, 19.07.99, №29, ст. 3746 (ред. от 08.05.2002).

28. Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. №1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» // СЗ РФ, 06.10.97, №40, ст. 4610. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.10.1999 №1104, от 16.04.2001 №295).

29. Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 402 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)" // СЗ РФ, 2000, № 22, ст. 2316.

30. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» //СЗ РФ, 26.01.98, №4, ст. 482 (ред. от 06.02.2002).

31. Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, утв. постановлением Правительства РФ от 09.09.93 № 895 // САПП РФ, 1993, №39, ст. 3613.

32. Правила продажи товаров по образцам, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.97 №918 // СЗ РФ, 1997, № 30, ст. 3657.

33. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.98 №569 // СЗ РФ, 1998, №24, ст. 2733.

34. Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 // СЗ РФ, 1998, № 4, ст. 482 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 №1222, от 02.10.1999 №1104, от 06.02.2002 №81).

35. Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.08.96 № 987. // СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4193.

36. Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утв. постановлением Правительства РФ от 01.11.2001 № 759. // СЗ РФ, 2001, № 45, ст. 4271.

37. Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.97 №1036. // СЗ РФ, 1997, № 34, ст. 3980.

38. Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. №435 // Российская газета, №78, 24.04.96

39. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. №37 // Вестник ВАС РФ, №2, 1999.

40. Разъяснения МАП РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"» (в ред. ФЗ от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»), утв. приказом федерального антимонопольного органа от 20 мая 1998 г. № 160 (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999, № 2; 1999, № 18–19.

Материалы юридической практики

41. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета, №29, 08.02.95.

42. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». // Вестник ВАС. 1996. № 8.

43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. № 1; № 7; 1997. № 1; Российская газета. 1997, 5 февр.; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. № 2.

44. О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». // Аудит и налогообложение. Москва. 1995 г. №6. С.22-24.

45. Судебная практика по гражданским делам. Москва, 2001.

46. Практика применения гражданского законодательства межмуниципальными судами г. Москвы при рассмотрении гражданских дел // Хозяйство и право. 1997. № 29.

47. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Российская газета. 1994. 26 ноября. С. 7.

48. Разъяснения о некоторых вопросах применения Закона РФ «О защите прав потребителей // Закон. 2002. №6. с. 87-92.

49. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ. Обзор судебной и кассационно-надзорной практики // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995 г., октябрь, с. 9-16.

50. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1996 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, №3, с. 8-16.

51. Возмещение морального вреда. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994 г., №11, с. 6.

52. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993. № 9.

53. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1993 г. №9. С. 12.

54. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001 г. №1. С.4.

Научная литература

55. Аргунов В. Н., С. В. Краснов. Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей. // Вестник Московского университета. Сср.11. Право. 1996 г. №4. С. 16-26.

56. Блохина О.Ю. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Тверь, 1999.

57. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. –М., 2001.

58. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Юрайт-М, 2002.

59. Гражданское право. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000.

60. Жуков В. А. Потребителю о договоре розничной купли-продажи. – М.: Статут, 2001.

61. Зименкова О.Н. О защите прав потребителей: аналитический обзор законодательства зарубежных стран. // Законодательство и экономика. Москва. 2001 г. Вып. 3/4. С.52-55.

62. Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". – М.: КРОСНА-ЛЕКС, 1997.

63. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). / Под ред. О.Н. Садикова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2003.

64. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). / Под ред. О.Н. Садикова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2003.

65. Корнилов Э. Вопросы совершенствования законодательства о защите прав потребителей // Хозяйство и право. 1999. № 4. – С. 67–72.

66. Кулаков В. Л., Павлов Р.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. – Чебоксары, 1998.

67. Куликов А. В. Зашита прав потребителей – М. 2000.

68. Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. – М.: Юрид. Лит., 1994.

69. Левшина Т.Л. Споры, связанные с определением круга лиц, на которых распространяется Закон о защите прав потребителей. Комментарий судебной практики. Вып. 5. – М.: Юрид. лит., 1999.

70. Мирзоев Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России - М.: Закон и право 1997.

71. Мясин Е. Половина россиян ничего не знает о своих потребительских правах. // Известия-экспертиза. Москва. 1995 г. 12 июня.

72. Ошеверова Л. Российские потребители пытаются заставить фирму «Sony» уважать свои права. // Известия-экспертиза. Москва. 1995 г. 15 марта.

73. Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). – М.: Юрайт-М, 2002.

74. Пустозерова В. М. Оформление сделок купли-продажи: Практические рекомендации. – М.: Приор, 1995.

75. Ростовцева Н. У потребителей - новые права, у продавцов -обязанности. // Российская юстиция. Москва. 1996 г. №4. С.35-36.

76. Сафонов М. Н. Договор купли-продажи. – М.: Инфра-М, 1998.

77. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. – М., 1999.

78. Скловский К. Договор купли-продажи: вещный эффект // Российская юстиция. 1998. №10. С. 15-17.

79. Сорк Д. Закон РФ «О защите прав потребителей» (практический комментарий). – М.: Информ.-издат. фонд «Спрос» КонфОП, 2000.

80. Сорк Д. Новое в защите прав потребителей // «ЭЖ-ЮРИСТ», №12, 2003.

Похожие работы на данную тему