Бюджетная политика России, ее особенности на современном этапе

Название работы: Бюджетная политика России, ее особенности на современном этапе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

81 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

1. Бюджетная политика в системе экономики государства 6

1.1. Понятие «бюджет», его структура и роль для государства 6

1.2. Бюджетная система и бюджетная политика 10

1.3. Проблемы формирования бюджетной политики в условиях перехода к рыночной экономике 18

2. Основные направления бюджетной политики России на современном этапе 2.1. Основные характеристики бюджетной политики России в период перехода к рыночной экономике 27

2.2. Анализ современной бюджетной политики в области доходов 28

2.3. Бюджетная политика России в области расходов 36

2.4. Разработка стратегии преобразований и развития бюджетной политики Российской Федерации 40

3. Бюджетный федерализм как основа бюджетной политики России на современном этапе 43

3.1. Бюджетные отношения в государствах федеративного типа 43

3.2. Специфика бюджетного федерализма в России 43

3.3. Пути развития бюджетного федерализма в России 50

Заключение 62

Список литературы 65

Приложение 70

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре об¬щественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны раз¬личных органов власти, общественных сил, политических движений, независмых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной по¬литике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп

При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Глава 3:

Активизация государственной экономической политики не может происходить без понимания роли экономического субъекта как части федерации.

Термин «федерация» происходит от латинского слова «foederare» - объединять, укреплять союзом. В отличие от государства унитарного, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства - члены или государственные образования.

Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от любого другого устройства, для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня.

Многоуровневая государственная структура позволяет относить те или иные оказываемые государством услуги, а также налоги, к компетенции органов разных уровней. Фактически, основной принцип федерализма заключается в том, чтобы дать людям, проживающим в разных местностях, возможность выбирать, какими услугами, предоставляемыми государственными учреждениями, они хотели бы пользоваться, оставаясь при этом гражданами одной большой страны.

Можно выделить главные преимущества федерального государственного устройства :

Основной принцип бюджетного федерализма заключается в том, что он обеспечивает большую свободу выбора.

Заключение:

Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

В настоящее время бюджет и бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Однако не во всех странах бюджетная политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран, особенно развивающихся, приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Особенно остро этот вопрос стоит в странах с развивающейся экономикой.

Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования. Также стоит отметить, что рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.

Похожие работы на данную тему