Дополнительное индивидуальное образование школьников

Название работы: Дополнительное индивидуальное образование школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

130 стр.

Год сдачи:

2001 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 10

1.1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. 10

1.1.1. Я.А. Коменский 10

1.1.2. К.Д. Ушинский 10

1.1.3. Е.Н. Водовозова 10

1.1.4. Н.К. Крупская 11

1.1.5. А.С.Макаренко 11

1.1.6. В.А. Сухомлинский 12

1.1.7. А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин 13

1.1.8. Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.В. Суровцева, С.Л. Рубинштейн 14

1.2. Учет индивидуальных особенностей детей в образовании 15

1.3. Специфика организации индивидуального подхода в рамках развития ребёнка в детском саду и школе 16

1.3.1. Дошкольный возраст и индивидуальное воспитание 17

1.3.3. Школа и индивидуальный подход 20

1.4. Технология дифференциации процесса обучения школьников 21

1.4.1. Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. 21

1.4.2. Критерии дифференциации учащихся 22

1.4.3. Технология организации дифференцированной работы учащихся на уроке 25

1.4.4. Методика составления дифференцированных заданий для работы учащихся на уроке 26

1.4.5. Необходимые условия реализации дифференцированного обучения. 26

Выводы по главе 27

ГЛАВА II. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 30

2.1. Дополнительное образование как феномен современности 30

2.1.1. Система дополнительного образования в РФ 30

2.1.2. Педагог дополнительного образования 31

2.1.2.1. Должностные обязанности 31

2.1.2.2. Требования к квалификации 32

2.1.3. Модели обучения во «взрослом» дополнительном образовании. 33

2.2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка как критерий выявления различных групп в дополнительном образовании 40

2.2.1. Индивидуальный процесс в ходе возрастного развития 41

2.2.1.1. Умственное и нравственное воспитание 42

2.2.1.2. Индивидуальный подход к развитию младшего школьника 43

2.2.1.3. Индивидуальный подход к подросткам 44

2.2.1.4. Индивидуальный подход в юношеском возрасте 46

2.2.2. Индивидуальный подход к неуспевающим детям 50

2.2.2.1. Психологические и психофизиологические причины отставания в обучении. 50

2.2.2.2. Характеристика неуспевающих. 55

2.2.2.3. Психолого-педагогическая помощь дополнительного образования отстающим ученикам 60

2.3. Специфика деятельности педагога дополнительного образования 64

2.3.1. Методическая компетентность - как основа деятельности педагога дополнительного образования 64

2.3.2. Сфера деятельности педагога дополнительного образования 71

2.3.3. Учреждения дополнительного образования и стратегия их развития 78

2.3.4. Методика работы педагога дополнительного образования 91

2.3.4.1. Игра и игровое взаимодействие как одно из приоритетных направлений деятельности педагога дополнительного образования 91

2.3.4.2. Содержание работы педагога дополнительного образования и формы организации деятельности в детских объединений 97

2.3.4.3. Принципы организации игровых взаимодействий и критерии эффективности игровых взаимодействий 100

2.3.4.4. Развивающая игра в структуре игр 106

Выводы по главе 107

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР КАК СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ОТСТАВАНИЯ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ 110

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 110

3.2. Организация и методика исследования 112

3.2.1. Методика оценки объема внимания 112

3.2.2. Методика измерения объема восприятия 113

3.2.3. Методика на склонность к одиночеству 113

3.3. Результаты и их обсуждение 114

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 121

ПРИЛОЖЕНИЕ I. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ 126

1.1. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии внимания 126

1.2. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии восприятия 126

1.3. Игры, направленные на психологическую помощь в развитии общения 127

ПРИЛОЖЕНИЕ II. ЦИФРОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ 131

Выдержка:

Введение:

В данном дипломном исследование нами выдвинута проблема анализа особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.

Актуальность данного дипломного исследования обусловлена тем, что в рамках дополнительного образования, несомненно, должен использоваться индивидуальный подход к различным группам детей.

В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказании дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства.

В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» образовательное учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, главное предназначение которого - развитие мотивации личности к по знанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами деятельности учреждения, а отсюда развития всей системы дополнительного образования являются:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, ук¬репления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и молодежи в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.

Принятая в 1999 г. программа развития воспитания в системе образо¬вания в России на 1999-2001 годы, также определяя целью и задачами развития системы дополнительного образования вышеперечисленные положения, отводила значительную роль принципам гуманистического индивидуального характера воспитания, сформулированным в Законе РФ «Об образовании».

Глава 3:

В качестве тест-объектов используются бессмысленные на¬боры букв. В каждой пробе предъявляются 8 букв, расположенных в два го¬ризонтальных ряда по 4 буквы в каждом.

Испытуемому говорится «ВНИМАНИЕ!» и через 2 с предъявляется тест-объект на время экспозиции 50 мс. Задача испытуемо¬го – воспроизвести предъявленные буквы аналогично процедуре первого опыта.

Максимальный возможный вариант – 8 правильных букв – говорит о хорошем уровне восприятия. Результаты 4-6 – средний уровень развития восприятия. Ниже 4 букв – сниженный уровень восприятия.

Результаты воспроизведения вносятся в таблицу.

3.2.3. Методика на склонность к одиночеству

Насколько ребёнок склонен к одиночеству? Этот вопрос не случаен, ведь дети, испытывающие низкую потребность в общении, вполне могут большое количество времени проводить в состоянии изоляции от внутригруппового влияния, причём не только негативного, но и позитивного.

Для выявления уровня склонности к одиночеству нами была использована данная методика:

Подростку даётся следующая инструкция:

«Если вы согласны с утверждениями, приведенными ниже, проставьте «да» против соответствующих номеров в опрос¬ном листе. Если не согласны, проставьте «нет».

Начисляется по 1 баллу за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12; за ответы «нет» на вопросы 2, 8, 9, 11 и по 2 балла за ответ «да» на вопрос 10.

 Более 8 баллов. Безусловно, ребёнок склонен к одиночеству. При таком образе жизни можно стать нелюдимым.

 4–8 баллов. Ребёнок в меру общителен, однако время от времени ему просто необходимо побыть одному, чтобы привести свои мысли и чувства в порядок.

 Менее 4 баллов. Ребёнок весьма общительный. Общение для него является наиболее приятным и желательным времяпровождением.

3.3. Результаты и их обсуждение

По итогам полученных результатов нами были выделены общие по группе баллы и проведён их корреляционный анализ.

1. По итогам проведения методики оценки объема внимания нами было проведено вычисление индекса корреляции Пирсона результаты которого показали, что корреляционное соотношение между показателями, показанными в первой группе, и показателями, показанными во второй группе, в общей сложности приближаются к среднему значению 0,397.

Процентное соотношение составило 31,39%.

Заключение:

В данном дипломном исследование нами была выдвинута проблема анализа особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.

Актуальность данного дипломного исследования была обусловлена тем, что в рамках дополнительного образования, несомненно, должен использоваться индивидуальный подход к различным группам детей.

Цели дипломной работы состояли в том, чтобы:

1. Провести теоретический анализ особенностей индивидуального подхода к различным группам детей в дополнительном образовании.

2. Провести экспериментальное исследование возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.

Были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать общепсихологическую, педагогическую и психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Провести вводное рассмотрение индивидуального подхода как психолого-педагогического феномена.

3. Выявить специфику категорий детей в дополнительном образовании.

4. Провести экспериментальное исследование возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.

5. В заключение сформулировать итоговые выводы и рекомендации по тематике данного дипломного исследования.

Предметом исследования выступал анализ возможности использования развивающих игр как средства индивидуальной помощи в преодолении отставания младшим школьникам.

Похожие работы на данную тему