Становление и проблемы реализации избирательного законодательства в РФ

Название работы: Становление и проблемы реализации избирательного законодательства в РФ

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

77 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Становление и современное состояние избирательного права РФ 9

1.1. История становления избирательного права в РФ: от выборов в Советы народных депутатов до избрания депутатов Федерального Собрания 9

1.2. Законодательное регулирование выборов в РФ 21

1.3. Достоинства и недостатки региональных избирательных систем. 28

Глава 2. Проблемы реализации избирательного законодательства в РФ 38

2.1. Проблема разграничения полномочий органов власти в избирательном праве 38

2.2. Проблемы признания выборов недействительными 50

Заключение 69

Список литературы 74

Выдержка:

Введение:

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и су¬дебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российс¬ком государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государ¬ственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс фор¬мированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне.

Равенство, основанное на плюрализме мнений и интересов лю¬дей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государствен¬ной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические вы¬боры — это антипод гражданской войны и силового реше¬ния вопроса о власти.

Глава 2:

Обязательным условием эффективного функционирования демократических институтов в федеративном государстве является законодательное разграничение полномочий между различными уровнями власти по формированию выборных органов власти. Только на основе достаточно последовательно проведенного разделения полномочий государственные органы, органы местного самоуправления соответствующего уровня могут самостоятельно, под собственную ответственность решать задачи, связанные с проведением выборов, исходя из максимального учета интересов населения, особенностей субъектов Федерации, муниципальных образований. При этом происходит и экономия управленческих усилий со стороны федеральных органов государственной власти, что позволяет им сосредоточиться на осуществлении функций, необходимых для реализации конституционных основ государственной власти и местного самоуправления, защиты избирательных прав граждан. Однако до последнего времени не существует достаточной ясности, каким образом в соответствии с Конституцией Российской Федерации должно осуществляться разграничение полномочий в области избирательного законодательства. Сохраняющаяся размытость конституционных ориентиров приводит к непоследовательности федерального законодателя в определении объема регулирования выборов, проводимых в субъектах Российской Федерации, и нередко ведет к необоснованному ограничению полномочий субъектов Федерации в области избирательного законодательства.

Такое разграничение полномочий осуществляется применительно к выборам трех уровней: в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Что касается проведения выборов в федеральные органы государственной власти (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), то в соответствии со ст.71 (п."г") Конституции Российской Федерации регулирование всех избирательных процедур относится к ведению Российской Федерации.

Заключение:

В соответствии со статьёй 32 Конституции РФ каждый гражданин имеет право участвовать в выборах - имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Право избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер. Конкретно устанавливаются права граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития личности. Способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражение своей позиции.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы отражены в статье 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (статья 81) и Федерального Собрания. Предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. Также приняты Законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В 1996 году принят закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями 1998 года.

Похожие работы на данную тему