Формирование доходной части бюджета субъекта Российской Федерации

Название работы: Формирование доходной части бюджета субъекта Российской Федерации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

88 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение. 3

1. Теоретические основы формирования бюджета субъекта РФ. 6

1.1. Экономическая сущность регионального бюджета и его значение в решении социально-экономических задач государства.

6

1.2. Состав и структура доходов региональных бюджетов. 21

1.3. Нормативно-правовая база, регулирующая формирование доходной части бюджета субъекта РФ.

25

2. Анализ практики формирования доходной части регионального бюджета РТ.

34

2.1. Анализ формирования налоговых доходов бюджета РТ. 34

2.2. Роль неналоговых доходов в формировании бюджета РТ. 45

2.3. Анализ безвозмездных перечислений в доходной части региональ-ного бюджета РТ.

53

3. Основные направления совершенствования механизма формирования и использования региональных бюджетов.

59

3.1. Обобщение зарубежного опыта в области по формированию и использованию средств региональных бюджетов.

59

3.2. Проблемы региональных бюджетов в РФ и пути их решения. 66

Выводы и предложения. 78

Список использованной литературы. 83

Приложения. 88

Выдержка:

Введение:

В настоящее время в России происходит реформирование бюджетной политики государства. Это связано с тем, что до настоящего времени не в полной мере отрегулированы вопросы оптимального перераспределения доходов между бюджетами различного уровня. Многие субъекты Федерации жалуются на то, что федеральные органы государственной власти забирают основные доходы себе, оставляя очень мало доходов им. Вследствие этого они испытывают серьезный недостаток финансовых средств для решения многих социальных проблем развития собственных территорий.

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году» говорится о необходимости обеспечения стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Характерной особенностью бюджетной политики в 2004 году и в начале 2005 года стала практическая реализация масштабной реформы федеративных отношений.

Внесены изменения в законодательство, регулирующее отношения в различных сферах государственного управления, которые обеспечивают разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти.

Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации на долгосрочной основе закреплены доходные источники, необходимые для выполнения этих обязательств.

Впервые законодательно определена методика делегирования субъектам Российской Федерации ряда федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета.

Глава 3:

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются: прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90% (26, С.53). Самыми крупными из них являются:

- подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

- государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20% (22, С.36);

- эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производственных расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Несмотря на вторичную роль местных финансов в обществе (после государственного бюджета), их доля в финансовых системах всех государств составляет от 30 до 60% (США, ФРГ, Япония - 50-60%, Великобритания, Франция - более 30%) (26, С.29).

В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста региональных и местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли региональных и местных органов власти как в экономических, так и в политических процессах общества.

Региональный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы региональных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

Доходная часть регионального бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющихся собственностью региональных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и региональных займов. Региональные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования регионального бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребления газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используются для формирования доходной части бюджета, а в другой - нет. Так, в США «другую» группу налогов составляют подоходный налог и налог на прибыль корпораций. Как правило, во всех странах эти налоги являются главным источником доходной части центрального бюджета. Не является исключением формирование бюджета и в США, Но, кроме того, свою «добавку» к ним, устанавливают штаты, города и другие территориально-административные единицы. В некоторых странах налоги с наследства и дарений поступают не в центральный бюджет, а региональный.

Заключение:

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты субъектов Федерации составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов РФ играют важную роль в решении социально-экономических задач субъектов РФ. Об этом говорят статьи расходов бюджета Республики Татарстан: охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; культура, искусство и кинематография; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание государственного и муниципального долга; финансовая помощь бюджетам других уровней и др.

2. Основой нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование бюджета РТ, являются Конституция РФ, Конституция РТ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РТ, Налоговый кодекс РФ, законы РТ «О бюджете РТ».

3. Налоговые доходы составили в 2002 г. 15920,5 млн. руб., в 2003 г. - 22749,7 млн. руб., в 2004 г. - 35153,9 млн. руб. Таким образом, можно отметить положительную тенденцию роста налоговых поступлений в бюджет РТ в 2002-2004 гг. - за анализируемый период налоговые доходы выросли на 19233,4 млн. руб., или в 2,21 раза.

Похожие работы на данную тему