Проявление агрессии в старших классах школы

Название работы: Проявление агрессии в старших классах школы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Особенности агрессивного поведения подростков 6

1.1 Агрессивность и конфликтность подростков 6

1.2 Агрессия и особенности характера подростков 7

1.3 Физическая и вербальная формы агрессии у подростков 9

1.4 Самооценка подростка и агрессивность 10

Глава 2. Методический анализ выбранных методик 12

2.1 Методологический анализ исследования личностных качеств подростка 12

2.2 Методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса 13

2.3 Методика Лири 17

2.4 Исследование агрессивности по методу Басса-Дарки 24

Глава 3. Организация проведения эксперимента 28

3.1 Описание проведения эксперимента 28

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эксперимента 28

Заключение 53

Список литературы 54

Выдержка:

Введение:

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются но¬вые обязанности. Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. Поскольку в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме агрессивного поведения.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Агрессия служит формой реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [32].

Современная психология выделяет следующие основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия (аутоагрессия). Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

Глава 3:

Анализ результатов показал, что в процессе взросления изменяется природа агрессивности, что в свою очередь меняет поведение подростков в конфликтной ситуации.

Чем младше подросток, тем он чаще стремиться приспособиться к изменившейся обстановке. В результате его у него проявляются такие черты личности как подчияемость и зависимость, зафиксированные в шкалах соответствующих октант методики Лири. Подростки группы №11в стараются избегать создания конфликтной ситуации, т.к. более реально оценивают свои силы относит, и прогнозируют, что может произойти если конфликт переходит в открытую фазу, что в среде подростков происходит достаточно часто. Подростки группы №11а наоборот конфликтны и их поведение в конфликтной ситуации заключается в стремлении выиграть спор любой ценой, т.е. в процессе соперничества. Подростки этой группы достаточно агрессивны, и могут предпочесть решить конфликт с применением физической силы.

Компромисс и сотрудничество – самые непопулярные в среде подростков стили поведения в конфликте, т.к. они противоположны целям самоутверждения подростка в окружающем социуме, его агрессивностью, а так же в силу небольшого житейского опыта.

Заключение:

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Согласно фрустрационной теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В ходе экспериментального исследования гипотеза, выдвинутая в курсовой работе, подтверждается.

Похожие работы на данную тему