Проявление агрессии в старших классах школы

Название работы: Проявление агрессии в старших классах школы

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Особенности агрессивного поведения подростков 6

1.1 Агрессивность и конфликтность подростков 6

1.2 Агрессия и особенности характера подростков 7

1.3 Физическая и вербальная формы агрессии у подростков 9

1.4 Самооценка подростка и агрессивность 10

Глава 2. Методический анализ выбранных методик 12

2.1 Методологический анализ исследования личностных качеств подростка 12

2.2 Методика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса 13

2.3 Методика Лири 17

2.4 Исследование агрессивности по методу Басса-Дарки 24

Глава 3. Организация проведения эксперимента 28

3.1 Описание проведения эксперимента 28

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эксперимента 28

Заключение 53

Список литературы 54

Выдержка:

Введение

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются но¬вые обязанности. Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. Поскольку в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме агрессивного поведения.

Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Агрессия служит формой реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [32].

Современная психология выделяет следующие основные формы — агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия (аутоагрессия). Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

Готовность к агрессивному поведению рассматривается как устойчивая черта личности – агрессивность. Некоторые проявление агрессии и аутоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и пр.). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности

В настоящее время состояние работы с молодежью может быть признано катастрофическим, поскольку традиции и формы работы с молодежью советского периода в большей степени утрачены и потеряли свою актуальность, сколько нибудь авторитетные официальные молодежные организации отсутствуют, кроме того, ощущается нехватка перспективных методов работы с молодежью. Однако данная совокупность факторов является скорее следствием, причина же состоит в существенных обстоятельствах настоящего времени: разделение на богатых и бедных, информация СМИ, отсутствие перспектив образования как фактора гарантированного обеспечения работой, отсутствие системы социальных гарантий. В результате мы можем наблюдать рост уровня агрессивности в обществе, а с учетом повышенной агрессивности подросткового возраста определяет актуальность нашего исследования.

Глава 3. Организация проведения эксперимента

3.1 Описание проведения эксперимента

В проведении исследования участвовали подростки, которые условно можно поделить на 3 группы:

• группа №10в – подростки, учащиеся 10-ого класса “В”

• группа №11а – подростки, учащиеся 11-ого класса “А”

• группа №11в – подростки, учащиеся 11-ого класса “В”

В каждой группе исследуемых было по 25 подростков в возрасте 14 15 лет. Все участвующие в опросе мальчики.

Тест по методике К. Томаса предоставлялся в виде опросного листа и подготовленного бланка ответов. Проблем и уточняющих вопросов у респондентов не было.

Методика Лири была представлена случайным списком. От подростков требовалось выбрать утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Использование теста Басса-Дарки изучает проблему психологической совместимости, при проведении тестирования уточняющих вопросов у опрашиваемых не было, можно заключить, что возможные мотивационные искажения сведены к минимуму, а валидность результатов по тесту, контролируется результатами использования других методик.

3.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эксперимента

Результаты по методике Лири для каждой из групп показали результаты представленные в сводных таблицах (см. Таблица 3 – Таблица 5).

Полученные данные обработаны в соответствии с ключом и представлены в виде сводных таблиц относительно октант.

Для группы №11а интерпретированные данные будут выглядеть следующим образом (см. Таблица 2).

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – Л., Детгиз, 1968

2. Асмолов А.Г. Психология личности – М.: Педагогика, 1990

3. Бэрон Р., Ричардсон Д., Агрессия – СПб.: Издательство Питер, 2000

4. Богатырев Н.М. Спорт и подростки // К новой жизни. 1986, № 10

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

6. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. докт. дисс. Ростов-на-Дону, 1979

7. Виленский М.Я., Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание учащихся ДЮСШ: теория и практика // Физическая культура. 1997. №1

8. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика-Пресс, 1999

9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1986.

10. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. №1

11. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник – М., 2000

12. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник – М., Речь, 2000

13. Коровин С.С. Функции профессионально-прикладной физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. №2

14. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.,1974.

15. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания. М.,1979.

16. Локтев С.А., Барабанов А.Г., Якобашвили В.А., Макарова Г.А. Новый взгляд на старые проблемы // Теория и практика физ. культуры. 1999. №3.

17. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания – М.: Институт практической психологии, 1998

18. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И.Ляха – М., Былина, 1997

19. Михеев А.И. Формирование интереса у педагогически запущенных подростков: Автореф. канд. дисс. – М., 1969.

20. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.,1984.

21. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М. 1976.

22. Определение физической подготовленности школьников / под ред. Сермеева Б.В. – М., Высшая школа, 1973

23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

24. Основы психодиагностики // под ред. Шмелева А.Г. – М., Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996

25. Пилоян Р.А. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности // Теория и практика физ. культуры. 2000. №11

26. Практическая психодиагностика: Методики и тесты // ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001

27. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Куликова Л. В. – СПб.: Питер, 2001

Похожие работы на данную тему