Постановка бюджетирования в российских компаниях

Название работы: Постановка бюджетирования в российских компаниях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение 1

1. Внутрифирменное бюджетирование как управленческая технология 5

1.1. Три составные части бюджетирования 5

1.2. Назначение и цели бюджетирования 7

1.3. Система целей компании и бюджетирование 11

2. Технология бюджетирования 14

2.1. Виды и формы бюджетов, схема построения мастер-бюджета 14

2.2. Операционные бюджеты 16

2.2.1. Бюджет продаж 18

2.2.2. Производственный бюджет 22

2.2.2.1. Бюджет производства и запасов готовой продукции 22

2.2.2.2. Бюджет прямых затрат на материалы 24

2.2.2.3. Бюджет прямых затрат труда 26

2.2.2.4. Бюджет общепроизводственных расходов 28

2.2.3. Бюджет коммерческих расходов 31

2.2.4. Бюджет управленческих расходов 32

2.3. Вспомогательные бюджеты 34

2.3.1. Бюджет капитальных затрат 34

2.3.2. Кредитный план 36

2.4. Форматы основных бюджетов 37

2.4.1. Бюджет доходов и расходов 37

2.4.2. Бюджет движения денежных средств 41

2.4.3. Бюджет по балансовому листу 47

2.5. Бюджетирование по балансовому листу как инструмент контроллинга 49

3. Организация бюджетирования 51

3.1. Технология построения и анализа финансовой структуры компании 51

3.2. Целевые показатели и целевые нормативы как критерии оценки деятельности ЦФУ 56

3.3. Бюджетный регламент 59

3.3.1. Бюджетный период и минимальный бюджетный период 61

3.3.2. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов (бюджетный цикл) 62

3.3.3. Положение о бюджетном регламенте 65

3.4. Организация управления бюджетами 67

3.5. Оценка исполнения бюджетов 70

3.6. Системы материального стимулирования и бюджеты 71

4. Проблемы постановки бюджетирования в российских компаниях 74

5. Автоматизация бюджетирования 77

Заключение 82

Список литературы 86

Выдержка:

Введение:

Финансовый кризис августа 1998 г. лишний раз показал, что с управлением финансами в российских компаниях не все гладко. К неплатежам, хронической нехватке оборотных средств и дефициту инвестиций добавились новые напасти. Одной из причин является отсутствие у руководителей своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии компании или фирмы. А все потому, что бюджетирование или внутрифирменное планирование в российских компаниях (если оно вообще есть) носит сугубо фрагментарный характер. Это никак не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего движением денежных средств, принимать точные и взвешенные в финансовом отношении управленческие решения.

Сегодня бюджетирование в лучшем случае применяется в наших компаниях в лучшем случае для того, что бы контролировать отдельные показатели, например, размеры дебиторской (кто, когда и как заплатит или не заплатит) и кредиторской (кому будем платить, а кому нет) задолженности или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами компании, добиваться роста капитализации или определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Другими словами, назначение бюджетирования в российских компаниях неоправданно сужается. В чем же кроются причины этого? Для многих уцелевших после распада СССР предприятий нашей промышленности, прежде всего это наследие прежней госплановской системы. Система планирования, существовавшая в бывшем СССР, была куда проще, чем инструментарий рыночного планирования, а главное - она не была связана с финансами. Нет, формально, конечно же, была. Только выпуск почему-то считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах, а затраты все предприятия, мало мальски заботившиеся о производительности труда и капитала, как правило, определяли в нормо-часах или других нефинансовых суррогатах.

Глава 5:

Выбор компьютерной программы - обычно завершающий этап при постановке бюджетирования, однако, многие руководители именно с нее и начинают. Это объяснимо, поскольку бюджетирование, которое подразумевает многовариантные расчеты невозможно без хорошей «считалки». Особенно, если речь идет о так называемом скользящем планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода - год с ежемесячной, а то и подекадной разбивкой бюджетного периода. С другой стороны специфика каждого бизнеса диктует свою собственную финансовую структуру, свои собственные неповторимые бюджетные формы, свои режимы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты компании, свои бюджетные регламенты и т.п. Приходится заниматься долгой и кропотливой доработкой стандартизированных программных продуктов. И получается, что автоматизация бюджетирования – головная боль руководителя. Так ли это?

Автоматизация бюджетирования бесполезна, если полноценного бюджетирования (как методологии и управленческой технологии) на предприятии нет. Поэтому, прежде чем думать о том, какой компьютерной программе отдать предпочтение, стоит разобраться с организацией внутрифирменного планирования, т.е. проработать бюджетирование как управленческую технологию. При этом всегда нужно помнить, что без компьютеризации и автоматизации бюджетирование не может быть полноценным. Многие руководители предприятий заявляют, что бюджетирование стало всерьез восприниматься и использоваться на предприятии только после того, как были успешно решены вопросы автоматизации.

Суть данной проблемы на самом деле кроется в следующем. Для того, чтобы компьютерная программа что называется "вжилась" в кровь и плоть организации, заработала как часть управленческой технологии, необходимо сочетание двух аспектов:

Заключение:

Итак, что же такое бюджетирование? Магический ли это кристалл, сквозь призму которого руководители обретают видение будущего финансового состояния компании и вместе с тем возможность принимать управленческие решения загодя? Или бюджетирование - это вещь в себе, процесс ради процесса, требующий много усилий и затрат, но не приносящий желаемого эффекта?

Думается, что несмотря на скепсис, присущий многим руководителям компаний это все же первое. Бюджетирование - это мощная управленческая технология, это, при грамотном подходе - руководящая и направляющая сила организации.

Собравшись наладить или усовершенствовать регулярный менеджмент, любая компания непременно задается вопросом: какие из множества проблем, разрешение которых, собственно и называется регулярным менеджментом, для нее наиболее актуальны? И нет никаких сомнений в том, что при внимательном рассмотрении дела в число самых горячих проблем попадает управление финансами. Значит этим надо заниматься безотлагательно.

А начинается такое управление с бюджетирования. Опыт показывает, что из-за отсутствия точного и систематического знания о своих финансах российские компании теряют до пятой части своих доходов. Поэтому создание и внедрение технологии планирования, учета и контроля денег и финансовых результатов - это первая системная задача, которую приходится решать, когда заканчивается "интуитивный менеджмент". Это своеобразный экзамен на зрелость для каждого руководителя, и в случае неудачи тот перестанет расти или начнет разоряться. Ну а тем, кто еще не растет, это поможет понять, почему это происходит, и сэкономить на затратах.

Похожие работы на данную тему