Выживаемость и самосохранение организации

Название работы: Выживаемость и самосохранение организации

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 4

Раздел 1 Теоретические и методические основы выживаемости и самосохранения организации в условиях современной рыночной экономики 7

1.1 Проблема выживаемости и самосохранения организации в условиях современной рыночной экономики 7

1.1.2 Факторы, способствующие возникновению неплатежеспособности (банкротству) организации кризисных ситуациях 13

1.1.3 Негативные факторы внутренней среды, способствующие возникновению кризисов в организации 15

1.2 Действие закона самосохранения (выживаемости), его методологическое значение для деятельности менеджера 17

1.3 Методы анализа, используемые для оценки уровня самосохранения и разработки стратегии её выживания 22

1.4 Основы выбора стратегии и тактики самосохранения предприятия малого и среднего бизнеса 29

Выводы по разделу 37

Раздел 2. Анализ проблем выживаемости и самосохранения в ООО «Карат-Сервис» 39

2.1. Общая характеристика предприятия и условия конкуренции в пищевой промышленности 39

2.1.1 Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия и отрасли за 2002-2004 год 39

2.1.2 Характеристика продукции фирмы 46

2.1.3 Карта стратегических групп. Оценка конкурентоспособности производимой продукции предприятия 48

2.1.4 Анализ финансового состояния ООО «Карат-Сервис» 52

2.2. Проблемы выживаемости и причины их возникновения в ООО «Карат-Сервис» 59

2.3. Характеристика менеджмента ООО «Карат-Сервис» 63

Выводы по разделу 64

Раздел 3 Разработка практических рекомендаций для повышения живучести и устойчивости фирмы ООО "Карат-Сервис" 66

3.1 Формирование стратегии развития, повышения живучести и уровня самосохранения ООО «Карат-Сервис» 66

3.2.Выбор стратегии и тактики ведения конкурентной борьбы 68

3.2.1 Оптимизация ассортиментной политики 70

3.3 Основные направления профилактики и предупреждения финансово-экономических кризисов на предприятии 73

3.4 Экономическая оценка предлагаемых рекомендаций по повышению живучести и устойчивости ООО «Карат-Сервис» 77

Заключение 80

Список литературы 84

Приложения 86

Выдержка:

Введение

В современных экономических условиях для Российской Федерации все большее значение приобретают вопросы развития малого и среднего биз-неса. Это определяется тем, что без таких организаций, как наиболее чувст-вительных к изменениям среды функционирования, рыночная экономика не может развиваться динамично и устойчиво.

Малый бизнес в рыночной экономике определяет темпы экономическо-го роста, структуру и качество валового национального продукта страны. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнкту-ры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость, а так же вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для российской экономики имеет первостепенное значение. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в раз-витии национальных хозяйств. Они представляют собой основные генерато-ры инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структур-ную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Основное внимание в дипломной работе будет уделено именно малым предприятиям, что предопределяется её практической составляющей. При этом под предприятиями малого бизнеса понимаются коммерческие пред-приятия с общей численностью персонала до 100 человек.

Современная экономика России характеризуется становлением рыноч-ных производственных отношений, в этой связи ключевым понятием для по-нимания процессов выживания и самосохранения предприятий малого биз-неса в этих условиях является конкуренция. Конкуренция представляет собой тип взаимоотношений между фирмами по поводу установления цен и объе-мов предложения товаров на рынке. В соперничестве на современном рынке речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Концеп-ция обеспечения конкурентоспособности исходит из необходимости уско-ренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами перво-очередного или повышенного спроса, создания условий для достойного вы-хода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции. При этом именно предприятиям малого бизнеса приходится сложнее всего удержаться «на плаву», «выжить» в силу воздействия на них внешних факторов.

Актуальность темы дипломной работы определяется одним из основ-ных противоречий современного этапа развития рыночной экономики Рос-сии. Оно заключается в том, что для обеспечения динамизма и гибкости эко-номики жизненно необходимо, с одной стороны, стимулировать развитие ма-лого бизнеса, создавать для него благоприятные условия, а с другой стороны, в его высокой уязвимости, низкой защищенности в агрессивной и жесткой конкурентной среде функционирования. Это вызывает необходимость поиска путей повышения живучести и уровня самосохранения таких предприятий.

Особое значение эта проблема приобретает для предприятий пищевой отрасли, в которой конкуренция чрезвычайно высока, а входные барьеры для новых производителей, напротив, весьма низки. В пищевой отрасли малый бизнес выполняет функции важного элемента в механизме разделения труда, а иногда крупные предприятия используют статус малого предприятия для снижения налогового бремени, даже ухода от налогов и получения тем са-мым дополнительных льгот.

В настоящее время малые предприятия по производству пищевых про-дуктов по уровню качества продукции не смогли составить должной конку-ренции действующим крупным специализированным заводам и комбинатам. Однако они весомо заявили о себе как о новых производителях с более ши-роким ассортиментом продукции и со значительно более низкими издержка-ми производства. С точки зрения формирования конкурентной среды на рын-ке продовольствия, появление новых малых товаропроизводителей является положительным моментом. Это позволило снизить уровень монополизма в производстве продуктов питания в регионах и обусловило позитивную дина-мику цен на пищевые продукты.

Цель дипломной работы: разработать рекомендации по повышению уровня самосохранения и выживаемости малых предприятий пищевой про-мышленности, основные мероприятия, которые могут быть проведены ме-неджерами одного из типовых предприятий малого бизнеса. Достижение этой цели предопределяет решение ряда частных задач:

- анализ теоретических основ выживаемости и самосохранения органи-заций в условиях современной рыночной экономики;

- выявление факторов, влияющих на стабильную и эффективную дея-тельность предприятий малого бизнеса в пищевой промышленности;

- формулирование проблемы и определение узловых моментов выжи-ваемости таких предприятий в конкурентной борьбе;

- разработку практических рекомендаций для повышения живучести и устойчивости предприятий малого и среднего бизнеса.

В качестве объекта исследования в работе рассмотрена деятельность малого предприятия по производству продуктов питания - ООО «Карат-сервис».

Для достижения практических результатов в работе, были использова-ны методы: анализа основных теоретических положений и отечественного опыта функционирования малых предприятий; специфической оценки кон-курентоспособности продукции предприятия и его положения в стратегиче-ской группе, а также элементы SWOT-анализа для выработки стратегии ве-дения конкурентной борьбы; финансово-экономический анализ для оценки показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Практические рекомендации по повышению уровня самосохранения и живучести, полученные в дипломной работы, реализованы в ООО «Карат-Сервис» и получили высокую оценку со стороны руководства фирмы. Сде-ланные рекомендации позволили предприятию укрепить свою конкурентную позицию, увеличить объем реализации продукции, улучшить ее качество и, в целом, - укрепить свое финансовое положение.

Раздел 1 Теоретические и методические ос-новы выживаемости и самосохранения органи-зации в условиях современной рыночной эко-номики

1.1 Проблема выживаемости и самосохранения организации в ус-ловиях современной рыночной экономики

В условиях нестабильной среды рыночной экономики возникает по-требность в применении современных и эффективных концепций экономиче-ского развития. Одной из главных и, безусловно, значимых проблем для лю-бой коммерческой организации является проблема выживаемости в агрес-сивной конкурентной среде и предотвращения угрозы банкротства. В зави-симости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается организациями по-разному, но в основе ее решения лежит кропотливая рабо-та по созданию и реализации конкурентных преимуществ, выявление кото-рых предопределяет устойчивую конкурентную позицию на рынке. Слож-ность взаимоотношений предприятия с его внешней средой предопределила потребность каждого предприятия в строго выверенной и наилучшим обра-зом сформированной стратегии выживания и его дальнейшего развития.

Определение и реализация стратегии предприятия относятся к числу сложных работ. Поэтому для большинства малых предприятий одной из ключевых проблем выживаемости и самосохранения является отсутствие стратегического управления и ориентация менеджмента главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях на предприятиях пищевой промышленности наблюдается частая смена задач, приоритетов деятельно-сти, решений, следствием чего является несовершенство структуры показа-телей деятельности и снижение в целом их конкурентоспособности. Многие малые предприятия напоминают временные структуры, не обладающие не-обходимым запасом «прочности», позволяющей провести в случае необхо-димости эффективное обновление.

Раздел 3 Разработка практических реко-мендаций для повышения живучести и устой-чивости фирмы ООО "Карат-Сервис"

3.1 Формирование стратегии развития, повышения живучести и уровня самосохранения ООО «Карат-Сервис»

Эффективными мероприятиями по определению путей и возможных альтернатив ликвидации угроз и преодоления возможных негативных по-следствий, считаются мероприятия направленные на достижения стратегиче-ских целей с учетом миссии организации.

Применительно к ООО «Карат-Сервис» миссия может быть сформули-рована следующим образом: «Наша миссия – обеспечение потребителей вы-сококачественной и вкусной продукцией, клиентов – непревзойденным уровнем сервиса, а учредителей и сотрудников – оптимальными доходами». В соответствии миссией определим основные ликвидации угроз и усиления положения предприятия на рынке (базовые стратегии).

Исходя из представленных выше основных принципов формирования стратегии развития ООО «Карат-Сервис», можно определить ее основные направления:

- учитывая огромный потенциал рынка пищевой промышленности, также наличие несколько лидирующих компаний в Санкт-Петербурге, наи-более перспективным представляется укрепление конкурентных преиму-ществ по качеству продукции.

- обеспечение роста прибыли за счет оптимизации ассортиментной по-литики, развития новых направлений и максимального повышения эффек-тивности уже налаженных производственных процессов.

- повышения профессионального уровня работников, корпоративной культуры, ответственности за результаты деятельности всего предприятия, введение различных методов и систем стимулирования работников.

Зная характеристики отрасли (рынка) хлебобулочных и кондитерских изделий, для определения возможной альтернативы ликвидации угроз вос-пользуемся матрицей Ансоффа (рис. 3.1.).

Рисунок 3.1 – Базовые стратегии совершенствования предприятия пищевой отрасли

В соответствии с данной матрицей, в условиях современного рынка, основным направлением ликвидации внешних угроз является поэтапное расширение присутствия ООО «Карат-Сервис» на сформировавшееся рынке хлебобулочных и кондитерских изделий. Более детально эту стратегию мож-но представить в следующем виде:

▪ неуклонно расширять свое присутствие на сложившееся рынке хле-бобулочных изделий Санкт-Петербурга.

▪ прочно занять место в стратегической группе лидеров на Санкт-Петербургском рынке хлебобулочных и кондитерских изделий за счет вне-дрения системы контроля качества, повышения качества продукции и поиска возможностей сокращения издержек производства при сохранении относи-тельно низкой отпускной цены готовой продукции;

▪ повысить уровень качества предлагаемых изделий до уровня каче-ства продукции фирм-лидеров, за счет внедрения передовых технологии производства хлебобулочных и кондитерских изделий.

▪ завоевать к 2010 году не менее 15% рынка продаж хлебобулочных и кондитерских изделий за счет ежегодного среднего роста объемов продаж на 3…5% в год.

Стратегия развития в таком случае будет ориентирована на максималь-ное использование потенциальных возможностей рынка и предупреждение негативного влияния растущей конкуренции в отрасли и наиболее эффектив-ное использование таких сильных сторон предприятия как относительно низ-кие издержки производства, наличие устойчивого собственного потребитель-ского сегмента, а также комплексное устранение слабых его мест, мешающих достижению поставленных целей.

Таким образом, определив основное направление ликвидации внешних угроз и преодоления возможных негативных последствий, определим страте-гию развития и тактику ведения конкурентной борьбы.

3.2.Выбор стратегии и тактики ведения конкурентной борьбы

В целях выбора функциональных стратегии развития и тактики веде-ния конкурентной борьбы рассмотрим морфологическую матрицу возмож-ных функциональных стратегий в рамках общей стратегии развития ООО «Карат-Сервис», приведенную в таблице 3.1.

Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.:: “Дело”, 1989.

2. Антикризисный менеджмент Под ред. Грязновой А.Г. М.: – ЭКМОС, 1999.

3. Арефьева Е. Ассортиментная политика: слабое звено в формировании прибыли// Финансовый директор - №9-2003

4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.:ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2000 г.

5. Банк В.Р., . Банк С.В Методология финансового анализа деятельности хозяйствующих субъектов//Аудитор - №7-2004

6. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. // «Корпоративный менеджмент» № 10 2001.

7. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной дея-тельности предприятия: Учеб. пособие. –М.:ИНФРА-М.:, 2004.

8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. – К.: НИКА-ЦЕНТР, 2000 г., 592 с.

9. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – К.:НИКА-ЦЕНТР, 2001 г..

10. Давыденко Е.А.Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их реше-ния//Финансовый менеджмент - №5-2002

11. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М.: РГИУ. 2002.

12. Коротков Э.М. Беляев А.А. Антикризисное управление: Учебник для вузов.М., 2000

13. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И., Лютер В.И. и др. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов. – М.: ПРИОР, 1998.

14. Кузнецов А.И.Организационно-экономические основы обеспечения выживаемости предприятия//http://www.iteam.ru/

15. Меренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. Серия “Высшее образование”. Москва: Национальный институт бизнеса. Рос-тов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 2004

16. Подлесных В.И. Теория организации: Учебник для вузов. –СПб .: Из-дательский дом “Бизнес-пресса”, 2003.

17. Проблемы развития малого предпринимательства в пищевой промыш-ленности//Журнал «Консультант директора» -№3 – 2005

18. Пудич В. Проблемы системности в антикризисном управлении// Анти-кризисное управление - №3-4 – 2003

19. Ричард Брейли, Стюарт Майерс Принципы корпоративных финансов. – М.: Олимп-Бизнес, 2004

20. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. М.: Издательство “Экзамен”, 2004.

21. Савчук В. Стратегические принципы бюджетирования: теория, реаль-ность и реализация//Финансовый Директор -№9 – 2004г

22. Тарануха Ю.В. Российское предпринимательство в условиях перехода к рынку. В сб. "Национальная экономика", - М.: Макс Пресс, 2001.

23. Типичные ошибки при построении систем бюджетирова-ния//Финансовый директор - №6-2004

24. Ткачук А. Оценка бизнеса как начальный этап реструкторизации пред-приятия//Антикризисное управление - №1-2001

25. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы// Управление компанией - №8-2001

26. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический ме-неджмент: концепции и ситуации для анализа.— М.: Издательский дом “Вильямс”, 2002.

27. Уорд К. Стратегический Управленческий Учет. – М.: Олимп-Бизнес, 2002

28. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Зерца-ло, 2001 г., 272 с.

29. Фаэй, Л. Р. Рэнделл. Курс MBA по стратегическому менеджменту.— М.: изд-во Альпина, 2002.

30. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В.Внутрифирменное бюдже-тирование: Настольная книга по постановке финансового планирова-ния . – М.: Финансы и статистика, 2004

31. Черненко А.Ф. Совершенствование методов оценки текущей платеже-способности//Аудитор- № 8 - 2002г

Похожие работы на данную тему