Рынок пластиковых карт в России

Название работы: Рынок пластиковых карт в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

89 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

ГЛАВА 1. Основные понятия использования пластиковых карт 9

1.1. История пластиковых карт в России 9

1.2. Пластиковые карты, как платежный инструмент 15

1.3. Классификация пластиковых карт 20

1.4. Платежная система и ее участники 31

1.4.1. Держатель карты 32

1.4.2. Банк-эмитент 34

1.4.3. Банк-эквайер 37

1.4.4. Расчетный банк 39

1.4.5. Магазины и другие точки обслуживания 39

1.4.6. Процессинговый центр и коммуникации 41

1.4.7. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников

платежных систем 43

1.5. Технические средства 45

1.5.1. Использование POS-терминалов 46

1.5.2. Импринтер 48

1.5.3. Применение банкоматов 48

ГЛАВА 2. Организация работы с пластиковыми картами 51

2.1. Подготовка к эмиссии карт 51

2.2. Технология безналичных расчетов на основе карт 54

2.2.1. Платежные схемы 54

2.2.2. Авторизация 57

2.2.3. Проведение расчетов 61

2.2.4. Возвраты 65

2.3. Маркетинг банковских карт 66

2.3.1. Стратегия маркетинга 67

2.3.2. План маркетинговой кампании и методы его реализации 69

2.4. Прибыльность по операциям с пластиковыми картами 70

ГЛАВА 3. Современное положение пластиковых карт в России 77

3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка банковских карт 77

3.2. Внедрение пластиковых карт в г. Архангельске 84

3.3. Законодательная база по пластиковым картам 89

Выдержка:

Введение:

Банковское дело - одно из самых древних занятий человечества. Сегодня существует большое количество услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Одним из наиболее динамично развивающихся видов услуг является эмитирование пластиковых карточек.

Банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита. Первые карточки современного вида появились в США в начале 50-х годов. Впоследствии система карточных расчетов была введена многими банками. Системы карточных расчетов получили распространение во многих странах мира, а сами расчеты приобрели международный характер.

Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах. Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспек¬тивы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расши¬рили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др.

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льго¬ты при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).

Очевидны преимущества, получаемые от использования пластико¬вых карточек предприятиями торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, и возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и уп¬рощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег по¬купателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безуслов¬ный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных пред¬приятий при выдаче зарплаты своим сотрудникам.

Глава 3:

В настоящее время в Архангельске выпуск пластиковых карт осуществляют следующие банки: Архангельское отделение Сбербанка, Гута-банк, Московский Индустриальный банк - Северо-Западное Региональное Управление, Архангельское отделение Собинбанка, Банк-Москвы.

Наиболее успешно работает Сбербанк по причинам мощной и разветвленной сети филиалов, надежности.

На сегодняшний день Архангельским Сбербанком эмитировано более 20 000 международных банковских карт. Среди клиентов банка сотрудники ОАО «Архбум», ОАО «СЦБК», АО «СЛДК», ООО «Полярное сияние», Геологоразведка, ОАО «Лесозавод-2», ОАО «Лесозавод-3», Архангельский морской торговый порт, Архангельский речной порт, Северное морское пароходство, Северное речное пароходство, ОАО «Двиносплав», ОАО «Быт», ООО «МК-компани» и другие.

В Архангельской области владельцем банковской карты можно стать в городах Архангельске, Новодвинске, Северодвинске, Котласе, Онеге.

Ломоносовское ОСБ №27 Северного банка СБ РФ эмитирует карты VISA Business, Cirrus/Maestro, VISA Electron, для состоятельных клиентов - VISA Gold.

Корпоративным клиентам предлагается карта VISA Business. Открытие бизнес-счета возможно в рублях РФ и (или) долларах США.

Такая карта может использоваться как средство оплаты на территории РФ и за рубежом:

• командировочных расходов сотрудников предприятия;

• расходов представительского характера;

• расходов, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия;

• покупок и услуг в торгово-сервисных точках.

По карте VISA Business можно получить наличные средства в обширной сети банков России с выплатой комиссии за выдачу наличных в размере 0,5% от суммы.

При зарубежных поездках не надо декларировать валюту. При получении наличных в валюте страны пребывания конвертация происходит автоматически.

Ломоносовское отделение СБ предлагает пенсионерам банковскую карту «СБЕРБАНК-CIRRUS/MAESTRO-ПЕНСИОННАЯ». [см. Приложение 4]

Для оформления карты необходимо заполнить по образцу заявление на банковскую карту «СБЕРБАНК-CIRRUS/MAESTRO-ПЕНСИОННАЯ» и внести взнос на картсчет. Минимальный первоначальный взнос составляет 10 рублей. Обязательным условием является - регулярное (не менее двух месяцев в год) зачисление во вклад сумм пенсий (по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности и др.).

Путем выпуска дополнительной карты членам семьи и другому лицу можно доверить распоряжаться своим вкладом.

Срок действия «ПЕНСИОННОЙ» карты - 1 год. При отсутствии отказа от клиента договор предусматривает автоматическую пролонгацию.

Годовое обслуживание составляет 10 рублей по основной карте и по каждой дополнительной. [см. Приложение 3]

Процентная ставка по счету карты - 8 % годовых. [см. Приложение 4]

«ПЕНСИОННАЯ» карта является рублевой картой. Используя «ПЕНСИОННУЮ» карту можно оплатить товары и услуги на всей территории РФ.

Выдача наличных денежных средств в отделениях и филиалах Сбербанка в Архангельской, Ивановской, Вологодской, Костромской, и Ярославской областях осуществляется бесплатно, в отделениях и филиалах других региональных банках Сбербанка России взимается комиссия в размере 0,5 % от суммы. В стороннем банке «ПЕНСИОННАЯ» карта не обслуживается. [см. Приложение 3]

«ПЕНСИОННАЯ» карта является дебетовой картой, но в экстренных случаях возможен перерасход средств с выплатой удвоенной процентной ставки по кредитам физических лиц. [см. Приложение 3]

Заключение:

В заключении можно сказать, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт.

На рынке представлено множество типов карточек. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате конкурентной борьбы снижаются стоимость карты и взимаемые комиссионные за пользование ими. Возможен вариант, когда банки распространяют свои карты в виде подарка.

Большое значение приобрели льготы держателям карточки: скидки при оплате товаров и услуг, билетов в кассах аэрофлота, туристических путевок и т.д.

Современная стратегия поведения банков предполагает предоставление таких стимулов и цен, которые с одной стороны, не разорили бы банк, а с другой - не дали бы возможности клиентам использовать пластиковые карты банков-конкурентов. Цены в ряде случаев устанавливаются с учетом «поведения» держателей. Лучшие клиенты получают самые низкие процентные ставки и самые лучшие типы карт.

Развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт России (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских карт. В России торговые предприятия не стремятся заключать договора на прием и обслуживание банковских карт, поскольку их нет в достаточном количестве у населения, а граждане не заинтересованы в получении карточки, т.к. отсутствует достаточная приемная сеть.

Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2001 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.

В качестве одной из мер, способной сделать карточки привлекательными для населения, рассматривается возможность получения денег через банкоматы. Развитие сети выдачи наличных должно увеличить число держателей карточек, что окажет давление и на торговую сеть, поощряя ее к приему карт.

Из-за особенностей экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, экономические риски и проч.) банки выпускают в обращение дебетовые карты. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что ставит под сомнение суть « кредитной сделки» и позволяет говорить о суррогатных российских кредитных картах или, по существу, платежных картах. Чем больше будет покупок по картам, тем быстрее будет развиваться рынок кредитных карт.

Похожие работы на данную тему