Управление дебиторской задолженностью

Название работы: Управление дебиторской задолженностью

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансовый менеджмент, финансовая математика

Страниц:

70 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Теоретические и методологические основы управления дебиторской задолженностью 6

1.1 Понятие и сущность дебиторской задолженности 6

1.2 Этапы анализа дебиторской задолженности 9

1.3 Методы управления дебиторской задолженностью с целью повышения ликвидности предприятия 17

2. Экономический анализ деятельности ОАО "ХХХ" 30

2.1. Краткая характеристика предприятия 30

2.2 Анализ финансового состояния предприятия 34

2.3. Анализ управления дебиторской задолженностью 54

3. Мероприятия по совершенствованию управления дебиторской задолженностью ОАО "ХХХ" 60

Заключение 67

Список литературы 69

Выдержка:

Введение:

Проблема неплатежей актуальна не только для России, но и для большинст-ва зарубежных стран. Важное различие состоит лишь в том, что за границей суще-ствуют отработанные методы управления дебиторской задолженностью. Для рос-сийских предприятий в большинстве случаев характерны неэффективное планиро-вание необходимой величины оборотных средств, в том числе дебиторской задол-женности, нерациональное их использование, а также недостатки организацион-ной структуры компаний. Это еще раз подчеркивает необходимость управления дебиторской задолженностью.

Поэтому руководителям хозяйствующих субъектов, финансовым менедже-рам приходится решать следующие задачи:

1. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денеж-ных средств;

2. ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

3. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;

4. ускорение истребования долгов;

5. уменьшение бюджетных долгов;

6. оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в деби-торской задолженности.

Эти задачи решаются при грамотном управлении дебиторской задолженно-стью, что в свою очередь является частью общей политики управления оборотны-ми средствами предприятия и позволяет оптимизировать общий размер задолжен-ности и обеспечить ее своевременное взыскание.

Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимиза-цию ее величины, поскольку на предприятие оказывает негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение.

Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие, и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствую-щим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или о сокра-щении продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение де-нежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлече-нии дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности начиная от проведения преддоговорных процедур до исполнения договорных операций.

Глава 3:

Проведение мониторинга дебиторской задолженности по срокам возникно-вения позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок. Определяет области, в которых необходимы дополни-тельные усилия по возврату долгов, а также дает базу для создания резерва по со-мнительным долгам и позволяет сделать прогноз поступлений средств.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность без-надежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную стати-стику за ряд лет.

С целью максимизации притока денежных средств на ОАО "ХХХ" следует разработать системы договоров с гибкими условиями сроков и формы оплаты:

1. Предоплата — обычно предполагает наличие скидки;

2. Частичная предоплата — сочетает предоплату и продажу в кредит;

3. Выставление промежуточного счета — эффективно при долгосрочных контрак-тах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

4. Банковская гарантия — предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств;

5. Гибкое ценообразование — используется для защиты предприятия от инфляци-онных убытков. Гибкие цены могут быть: привязаны к общему индексу инфля-ции; зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов; учитывать фак-тический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфля-ции, когда происходит обесценивание денег. Проведенный во второй главе работы анализ показал, что в последнее время задолженность предприятия достигла зна-чительных сумм, при этом большая часть которых в ходе инфляции теряется. При инфляции, например, в 30% в год в конце гола можно приобрести всего 70% того, что можно было купить в начале года. Поэтому не выгодно держать деньги в на-личности, не выгодно продавать товар/услуги в долг. Однако выгодно иметь кре-дитные обязательства к оплате в денежной форме, т.к. выплаты по различным ви-дам кредиторской задолженности производится деньгами, покупательская способ-ность которых к моменту выплаты уменьшается.

В случае, если полная предоплата невозможна, то следует попытаться полу-чить частичную предоплату. Ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок, а также оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия.

Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Поскольку анализируемое предприятие испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий фи-нансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным.

При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Последнее связано хотя бы с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы. Скидки обычно более целе-сообразны: поощрение всегда действует лучше, чем штраф.

Заключение:

Существующая нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с отсрочкой платежа (получение предоплаты как формы платежа на региональных рынках используется в ограниченных размерах).

Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий вызывает рост доста-точных объемов дебиторской задолженности на балансах производителей.

Образование дебиторской задолженности экономически объяснимо недос-татком оборотных средств. Вместе с тем, необходимо учитывать, что дебиторская задолженность, как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере пред-принимательской деятельности.

Дебиторская задолженность в своей сути имеет два существенных признака:

1. с одной стороны для дебитора — она источник бесплатных средств;

2. с другой стороны для кредитора — это возможность увеличения ареала распро-странения его продукции, увеличение рынка распространения продукции.

Обобщая вышеизложенное исследование, можно сделать следующие выво-ды:

1. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатеже-способности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потен-циально неплатежеспособными покупателями.

2. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные из-держки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, команди-ровки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличе-ние периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задол-женности.

3. В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества рас-четных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплош-ным, так и выборочным методом.

4. Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской за-долженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляе-мого фирме поставщиками сырья и материалов.

5. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать несколько видов договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Похожие работы на данную тему