Введение:
Актуальность исследования
Непременным спутником трудовой деятельности человека является профессиональный риск. Устойчивый рост числа техногенных аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости требует решения ряда научных и практических задач, направленных на страхование работников от возможного изменения их материального и (или) социального положения по независящим от них обстоятельствам.
Основу системы правового регулирования страхования
профессиональных рисков в Российской Федерации составляют Конституция
Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации,
федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования»,
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний», а также иные нормативные
*". правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Особую значимость имеет Федеральный закон от 24.07.98 № 125 - ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний», введенный в действие с 6
января 2000 года. Практика его реализации подтверждает необходимость и
своевременность принятия закона. Решена одна из главных задач -
возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при
исполнении им обязанностей по трудовому договору. Другие задачи,
стоящие перед обязательным социальным страхованием от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний: обеспечение
социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности
субъектов страхования в снижении профессионально риска, а также
осуществление предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний реализованы не в полной
у.;, мере. На решение этих задач направлена деятельность Фонда социального
страхования Российской Федерации, как страховщика по обязательному
5
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях обеспечения экономической заинтересованности страхователей в снижении профессионального риска, начиная с 2002 года, введена система предоставления скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако, как методика расчета скидок и надбавок, так и механизм их предоставления, не оказывают существенного экономического воздействия на страхователя и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Глава 3:
К этой категории были отнесены:
- специалисты и руководители служб охраны труда организаций;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда
профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками
представительных органов.
С 2003 года постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 17.03.2003 № 26 к этой категории отнесены руководители бюджетных организаций.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 17 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь обязан направлять на обучение по охране труда отдельные категории застрахованных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Страховщик обязан передавать федеральному органу исполнительной власти по труду (Минтруду России) средства для осуществления им мероприятий по обучению (подпункт 5 пункта 2 статьи 18 указанного закона).
В соответствии с заключенным в 2000 году и продленным на 2001 год Соглашением между Минтрудом России и Фондом социального страхования Российской Федерации, сведения по объемам финансирования и численности обучаемых по обучающим организациям в регионах; организация обучения и представление отчетности об использовании средств на обучение возлагалась на Минтруд России. Фонд социального страхования Российской Федерации перечислял на расчетный счет Минтруда России средств на обучение и осуществлял контроль за целевым использованием средств на обучение.
114
Минтрудом России были заключены соглашения с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, которым было предоставлено право проведения конкурсов на размещение заказа на обучение среди обучающих организаций; заключение договоров с обучающими организациями, выигравшими конкурс; финансирование и осуществление контроля за обучением. Постатейная смета расходов на обучение одного застрахованного была согласована Фондом социального страхования Российской Федерации и доведена до каждой обучающей организации.
Порядок финансирования обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных в 2000-2001 годах (в соответствие с требованиями подпункт 5 пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 125-ФЗ) представлен на схеме 3.
Заключение:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану здоровья людей, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это согласуется с Европейской социальной хартией, подписанной Россией в 2001 году. Наша страна приняла на себя обязательство обеспечить достойный жизненный уровень граждан, а также соблюдать основные права на труд, медицинское обслуживание, обеспечение социальными пособиями.
Сложившаяся на государственном уровне система управления охраной труда выполняет задачу улучшения условий и охраны труда и делает ее важнейшей частью общенациональной задачи повышения качества жизни, роста благосостояния и сохранения здоровья граждан, что уже оказывает свое положительное влияние на снижение уровня производственного травматизма.
Признание приоритета охраны жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности нашло свое отражение в создании законодательной базы по труду и охране труда, во внесении изменений в федеральные законы, затрагивающие различные аспекты охраны труда, с учетом международных и европейских норм.
Оживление в экономике страны, проявившееся в росте объемов производства и прибыли в ряде отраслей экономики, повлияло на рост затрат на мероприятия по охране труда, что также оказало свое влияние на снижение уровня производственного травматизма в отраслях экономики.
Федеральный закон 125 - ФЗ, введенный в действие с 6 января 2000 года, установил правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Анализ практики
126
применения закона показал, что в полной мере не обеспечена социальная защита застрахованных от профессиональных рисков.
В связи с этим, целью диссертационного исследования являлась разработка предложений по совершенствованию экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, повышению эффективности предупредительных мер и обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, финансируемых за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.