Нарушение и патология речи: сущность и особенности проявления

Название работы: Нарушение и патология речи: сущность и особенности проявления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

24 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………….………….…3

ГЛАВА 1. Основы человеческой речи и ее нарушения…………..……5

1.1. Развитие и функции человеческой речи…………….….…….5

1.2. Нарушение и патология речи……………………....………..10

ГЛАВА 2. Особенности проявления нарушения речи…………….….13

2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи…….………13

2.2. Общее недоразвитие речи (ОНР)……………………………15

2.3. Заикание………………………………………….…..……….20

Заключение………………………………………….……..….....….…..23

Библиографический список ….….….…..…..….…........…………..….24

Выдержка:

Введение:

Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавли¬ваются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь - это действи¬тельно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным про¬блемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занима¬ются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явле¬ниями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Актуальность темы. Нарушение речи очень тяжелая проблема для многих людей, поскольку ограничивается как круг общения, так и отношение окружающих к самому человеку. Человек становится одинок, затрудненность в общении не позволяет ему активно участвовать в общественной жизни.

Патологии и нарушение речи возникают в детском возрасте, когда формируется детский речевой аппарат. Если своевременно не обратить внимание на данную проблему, то с возрастом лечение патологии речи становится более трудным, а иногда и не вылечиваемым процессом. Поэтому основная задача логопедов, психологов, а также родителей в первую очередь помочь ребенку разрешить данную проблему, активно заниматься по всевозможным методикам и программам коррекцией речи.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед населением нашей страны.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.................

Глава 2:

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У таких детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фо¬нематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органиче¬ские) и функциональные.

Механические нарушения вызываются органическими де¬фектами речевого аппарата, его костного и (мышечного) строения. Это: укороченная 'подъязычная 'связка; малоподвижный язык — большой; слишком маленький и узкий язык; дефекты строения челюсти: а) прогнатия; б) прогения; в) открытый прямой прикус; г) открытый боковой прикус; д) неправильное строение зубов; неправильное строение неба: а), готическое — узкое, высокое; б) низкое, плоское; толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.

К функциональным причинам относятся:

Неправильное воспитание речи ребенка в семье, в кото¬рой взрослые “сюсюкают” с малышом; подражание людям с неясной и косноязычной речью; двуязычие в семье; педагогическая запущенность; недоразвитие фонематического слуха; долгое сосание соски, вследствие чего образуется недо¬статочная подвижность органов артикуляционного аппара¬та: языка, нижней челюсти; снижение слуха.

При обучении произношению детей и подготовке их к обу¬чению грамоте в группе с фонетико-фонематическим недо¬развитием всегда надо учитывать, что при любом виде фо¬нематического и речевого недоразвития неполноценными ока¬зываются также фонематический слух и слуховое восприя¬тие. В процессе формирования звукопроизношения необходимо выработать умение четко различать противопоставлен¬ные друг другу звуки (фонемы).

..........

Заключение:

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Главное для человека с дефектом речи – понимание окружающих. А также немаловажную роль играет коррекционная работа психологов и логопедов по восстановлению речи. Чем раньше данная работа начинается, тем быстрее ребенок сможет адаптироваться к окружающему миру. Поскольку работа с людьми более старшего возраста становится практически бесполезной.

.........

Похожие работы на данную тему