Процесс управления с позиции ситуационного подхода

Название работы: Процесс управления с позиции ситуационного подхода

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Менеджмент

Страниц:

31 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие и сущность ситуационного подхода 5

2. Эволюция ситуационного подхода: исторический ракурс 8

3. Общее и конкретное, внешние и внутренние факторы ситуации

Ситуационное творчество менеджера 16

4. Применимость и эффективность ситуационного подхода 22

Заключение 24

Список литературы 26

Приложения 27

Выдержка:

Введение:

В российской экономике, как отметили Международный экономический форум и Мировой банк, слабым звеном в конкурентной борьбе является система менеджмента. В опубликованных в России учебниках и учебных пособиях по различным разделам менеджмента описаны только некоторые научные подходы без методик их практического применения. На наш взгляд, развитие системы менеджмента является основным фактором развития в России рыночных отношений.

Как самостоятельный вид деятельности менеджмент начал формироваться во второй половине ХIХ века. Существуют различные классификации этапов и направлений развития менеджмента. С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики менеджмента:

выделение различных научных школ (школа научного управления, классическая школа, школа человеческих отношений и поведенческих наук, количественная школа);

процессный подход;

системный подход;

ситуационный подход.

В теории управления происходит постоянный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, на рубеже 70-х гг. была выдвинута новая четко сформулированная идея о том, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к своей весьма многообразной внешней и внутренней среде, и главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. Системный подход как научная методология – это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

..........

Глава 2:

Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуа¬ции требуют различных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями при¬менительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Два десятилетия спустя, в 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Однако лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах. На¬пример, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать япон¬ские методы управления, успех может зависеть от отбора лишь тех методов, которые соответствуют культуре людей, которыми управляют.

Именно в 60-80-е активные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления привели к становлению ситуационного подхода в управлении, как одной из разновидностей школ менеджмента.

Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость меж¬ду стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Как часто бывает в теории управления, это оказалось трудным. Однако были разработаны несколько ситу¬ационных моделей, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: континиум лидерского поведения Таннебаума — Шмидта, ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь — цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководи¬телем Врума-Йеттона.

..........

Заключение:

Итак, суть ситуационного подхода состо¬ит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. Это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории ситуационного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-уп¬равленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных методов управ¬ления определяется ситуацией.

Ситуационный подход эффективно увязывает кон¬кретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований (производства продукции, услуг). Это структу¬ра предприятия, его культура и ресурсы.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Она включает такие элементы, как потребители, конкуренты, государство, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также факторы

Широко признаны четыре ситуативных модели руководства. Они значительно повлияли на развитие теории лидерст¬ва. Ситуативная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полно¬мочия. ......

Похожие работы на данную тему