Феномен переноса в психоанализе

Название работы: Феномен переноса в психоанализе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение. 2

Глава 1. Эволюция представлений о феномене переноса. 5

1.1. Становление понятия переноса. 5

1.2. Перенос и другие феномены психоаналитического процесса. 7

Глава 2. Феномен контрпереноса 14

2.1. Перенос и контрперенос в психоаналитическом методе. 14

2.2. Контрперенос и его изучение. 18

Заключение. 35

Список литературы. 37

Выдержка:

Введение:

Психоанализ представляет собой метод лечения людей, страдающих эмоциональными нарушениями и психическими расстройствами, с целью ослабления психического страдания и повышения личностного роста и автономии. В связи с тем, что отношения в психоанализе основаны на уважении к личности пациента, они должны включать четкую дифференциацию между психоаналитиком, пациентом, и (особенно если пациентом является ребенок) семьей. В случае, если эта дифференциация игнорируется или осуществляется неправильно, она может подвергнуть опасности процесс лечения или вовсе разрушить его, а также нанести вред обеим сторонам терапевтического процесса*. Постоянная самопроверка и рефлексия психоаналитика, а также обращение за консультациями к коллегам, обеспечат безопасные условия как для пациента, так и для самого аналитика.

Хотя психоанализ в огромной степени умножил наше знание о человеке, он не увеличил наше знание о том, как человеку надлежит жить и что ему надлежит делать. Его основной функцией была функция «разоблачения», доказательства, что ценностные суждения и этические нормы являются рационализированными выражениями иррациональных -- и часто бессознательных -- желаний и страхов, и поэтому они не могут претендовать на объективную правильность. Хотя это разоблачение само по себе было чрезвычайно важным, оно становилось все более бесплодным, поскольку не вышло за пределы простой критики. Психоанализ, пытаясь утвердить психологию как естественную науку, совершил ошибку, отделив ее от проблем философии и этики. Он игнорировал тот факт, что человеческую личность нельзя понять, если мы не рассматриваем человека во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить...........

Глава 2:

В психоанализе для понимания других людей необходимо использовать свои собственные отклики. С этим положением согласны самые разные исследователи. Так, известный французский феноменолог Мерло-Понти писал о том, «что, в конечном счете, действия других всегда будут пониматься через мои собственные действия» , а российский философ А.М.Руткевич - о том, что «в случае психотерапии к безусловным предпосылкам принадлежит опыт собственных душевных сил и конфликтов» . Говоря о том, что созданная Фрейдом психологическая система соответствовала его личным особенностям, П.Розен в качестве доказательства этого приводит слова Фрейда о том, что «мои мысли постоянно пронизаны «личным соотнесением», о котором я не имею ни малейшего представления, но которое выдает себя посредством … забывания мною имен. Как если бы я был обязан сравнивать всё, что я слышу по поводу других людей, с собой; как если бы мои личные комплексы приводились в готовность всегда, когда в поле моего внимания попадает другой человек. По всей видимости, это не может быть моей собственной особенностью: скорее это содержит указание на тот способ, которым мы вообще понимаем нечто отличное от нас. У меня есть причина предполагать, что другие люди очень похожи на меня в этом отношении» .

Однако, по мнению современных немецких психоаналитиков Х.Томэ и Х.Кэхеле, психоанализ не должен ограничиваться одним лишь описанием переживаемых человеком душевных состояний, поэтому «любое систематическое исследование психоаналитической ситуации должно … включать наряду с постижением также и объяснение» . В то же самое время, немецкие исследователи признают, что «логика психоаналитических объяснений и их положение между описанием, мотивационным контекстом и функциональным контекстом сами по себе составляют проблему».

Вслед за Рикёром, многие психоаналитики пришли к мысли о том, что психоаналитический метод является одной из форм герменевтики. Сам Рикёр писал о «сугубо эпистемологической относительности психического объекта, открытого многочисленным герменевтическим прочтениям, которые становятся возможными благодаря соединению симптома, аналитического метода и интерпретирующей модели» . Однако герменевтический метод в психоанализе имеет свои особенности, поскольку интерпретации делаются в психоанализе не в отношении текста, а в отношении пациента с терапевтическими целями. В этом смысле, по мнению современных немецких психоаналитиков Х.Томэ и Х.Кэхеле, можно говорить «о технологической герменевтике, существенно отличающейся от теологической и филологической герменевтики» .

........

Заключение:

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Перенос, трансфер - это спонтанное отношение человека к человеку, характерное бессознательным переносом на него ранее сформированных во взаимодействии с другими людьми положительных или отрицательных чувств.

Явление переноса открыто З. Фрейдом. В психоанализе ему придавалось особое значение как средству и способу, оказывающему мощное психотерапевтическое воздействие. Перенос понимался как формируемое в ходе сеансов психоанализа особое отношение клиента к психоаналитику. Согласно Фрейду, перенесение происходит из эротических источников и, как правило, отчетливо окрашено сексуально. Перенесение действует тем сильнее, чем меньше о нем догадываются. Фрейд различал перенесение положительное и отрицательное и сближал склонность к перенесению с внушаемостью.

Согласно Э. Фромму, содержание перенесения обычно восходит к инфантильным образам, а его интенсивность - результат степени отчуждения клиента. Перенесение обнаруживается во всех случаях обожествления авторитетов.

В настоящее время специалисты по психоанализу придают большое значение наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в обучении. За этим стоит прежде всего тщательное наблюдение эмоциональной стороны взаимоотношений двух людей, вовлеченных в психоанализ, - аналитика и пациента. Они вступают друг с другом в достаточно интенсивные взаимоотношения, в которые привносят свой жизненный опыт, свои осознаваемые и неосознаваемые чувства, мечты и желания, а также обстоятельства сегодняшней жизни, текущей за пределами аналитического пространства.

.......

Похожие работы на данную тему