Философия французского Просвещения

Название работы: Философия французского Просвещения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Философия

Страниц:

16 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

1. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 3

2. ФИЛОСОФИЯ ВОЛЬТЕРА 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Выдержка:

Основная часть:

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и филосо-фии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возмож-ностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социаль-ного благоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.

Эти умонастроения сформировались еще в XVII веке, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, рассвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Однако есть здесь и новые акцепты. Во-первых, в XVIII веке значительно сильнее подчеркивается связь науки с прак-тикой, ее общественная полезность. Во-вторых, критика, которую в эпоху Воз-рождения и в XVII веке философы и ученые направляли главным образом про-тив схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII веках на смену средневековой схоластике. Вслед за Ньютоном в науке, а за Локком - в философии началась резкая критика метафизической системы, которую про-светители обвиняли в приверженности к умозрительным конструкциям, в не-достаточном внимании к опыту и эксперименту.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и про-гресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь к разуму обращались и метафизики XVII века, - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от

метафизических сверхопытных "гипотез".

Представители же метафизического материализма субстанциональное, за-коносообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. "Вселенная, - писал Гольбах, -это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам материю и движение... и далее "природа существует сама по себе, действует в силу своей собственной энергии и нико-гда не может быть уничтожена. Вечное пространственно-временное существо-вание материи и ее непрерывное движение являются для французских мате-риалистов XVIII века несомненным фактом.

............

Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвеще-ния, представленная в XVIII веке во Франции - плеядой материалистов: Воль-тером, Дидро, Гольбахом и другими. Критика религии, теологии и традицион-ной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подгото-вивших Французскую буржуазную революцию.

Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии не как к антикварному наследию, не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему непрехо-дящую ценность.

Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя да-тами: годом смерти Людовика XIV (1715), положившим конец эпохе «блиста-тельного» абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789). Кульминацией про-светительского философского течения был примерно 1751 год, в котором вы-шел в свет первый том знаменитой «Энциклопедии», не оставившей равно-душными ни врагов, ни друзей.

Французские философы середины ХVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей во многих странах – Северной Америке, России, Польше, Германии,– где также сложились, хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британ-ской прогрессивной мыслью,– хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде, однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому нау-чила зачинателей аналогичного движения на континенте Европы, – Вольтера, Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение и просве-тительский материализм получили наибольшее развитие и приобрели класси-ческую форму.

Каковы основные черты просветительской идеологии? Прежде всего это убежденность в особой, решающей роли состояния просвещения и знаний в социальном развитии. Причина всех бедствий и несчастий людей,– заявляет Гельвеций,– состоит в невежестве. Преодолеть свое печальное положение, выйти из него люди смогут только через просвещение, а рост его неодолим. В умах идет «скрытая и непрерывная революция и... с течением времени само невежество себя дискредитирует»..........

Похожие работы на данную тему