Французские социалисты-утописты: Сен-Симон и Фурье

Название работы: Французские социалисты-утописты: Сен-Симон и Фурье

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

ИГП

Страниц:

30 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НАУКА И УТОПИЯ 5

2. УТОПИИ СЕН-СИМОНА 14

3. УЧЕНИЕ ШАРЛЯ ФУРЬЕ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Выдержка:

Введение:

Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "со-циализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опублико-вана книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социа-лизме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной те-мы Роберт Оуэн [2, с. 56].

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ¬ление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своеко¬рыстие вла-дельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен¬ной книги Томасам Мором в 16 в, Он придумал это слово, в буквальном пе¬реводе с греческого оно означает - "место ,которого нет". Словом "уто¬пический" харак-теризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, ли-бо крайне затруднено [1, с. 53].

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объ¬ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капита¬лизм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянс¬тва).Рождался рабо-чий класс, положение которого в те годы было чрезвы¬чайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из жела-ния создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.

Глава 2:

А.Сен-Симон (1760 - 1825) принадлежал к высшей французской аристок¬ратии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.

А.Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества", под¬метив то обстоятельство, что промышленное машинное производство ста-но¬вится основой экономической системы капитализма. Все общество он делил на 3 класса - "бесплодных" (дворянство, духовенство), бесполезных для обще-ственного прогресса, - и "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ [3, с. 73].

Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкурен¬цию, обнищание широких масс населения, бедственное положение рабо¬чих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промыш-ленной системы", в которой :люди будут трудиться сообща, в тесном взаимо-действии, на основе плановой организации производства и распреде¬ления ма-териальных благ по потребностям.

А.Сен-Симон полагал, что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать ,поддерживать рабочих, выделять на их социальное обустройство часть прибыли. Частную собственность А.Сен-Симон считал необходимым сохранить [3, с. 75].

Распознавание утопических элементов политики, возможных утопических тенденций того или иного конкретного политического процесса само имеет не-сомненный политический смысл. Знание условий и следствий утопических преобразований политики дает и значительный идеологический и практиче-ский эффект. Владение теорией политической утопии и умение преодолевать ее, использовать, необходимо в определенных политических целях, когда уто-пическое сознание прогрессивно, активно служит решению позитивных задач общества, его революционным мобилизациям.

Заключение:

Великие утописты - Сен-Симон, Фурье - были не только утопистами, ри-совавшими в голубой дали облитый солнечным светом новый чудный мир, ко-торый должен придти на смену тяжелого и мрачного старого мира, но и глубо-кими критиками современного социального строя. Однако утопия стояла у них, несомненно, впереди критики. Утописты призывали не к социальной борьбе, а к социальному творчеству; они смотрели так далеко вперед, что окружавшее их взволнованное море политической жизни почти не попадало в их поле зрения. Поэтому неудивительно, что учения утопистов не вызвали никаких крупных классовых общественных движений и не стали лозунгом никакой могущест-венной политической партии. Характерной чертой утопического мировоззре-ния была непоколебимая уверенность в возможности гармонического прими-рения всех общественных интересов. Утописты были глубоко убежденными - не за страх, а за совесть - проповедниками социального мира, служащего темой стольких фальшивых мелодий в буржуазном лагере. Но в отличие от "социаль-ных гармонистов", типа Бастиа, утописты искали мира не в царстве капитала, а в царстве будущей свободной ассоциации.

Утописты стояли в стороне от политической классовой борьбы, отрицали неизбежность ее и видели в ней продукт человеческого невежества. Борьба, однако, продолжалась, - голоса немногих мечтателей не могли изменить тече-ние исторического потока. Это не значит, чтобы проповедь утопистов не имела практических результатов, - но сфера влияния утопистов лежала не в политике, а в положительном творчестве новых общественных форм. Оуэну удалось соз-дать великое кооперативное движение, охватывающее в настоящее время мил-лионы рабочих всего света. Точно также не подлежит сомнению и влияние Фу-рье на образование производительных ассоциаций. Таким образом, практиче-ское дело утопистов уже и теперь громадно. Еще неизмеримо большее значе-ние оно должно приобрести в будущем. Создание нового социального идеала нужно считать самым крупным завоеванием общественной мысли ХГХ столе-тия.

Похожие работы на данную тему