Бюджетное устройство

Название работы: Бюджетное устройство

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Эктеория

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….……... 3

1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы, их экономическое значение……………………………………………………………………………….

5

2. Бюджетные права в Российской Федерации……………………………………. 13

2.1 Принципы построения бюджетной системы в России………………………… 13

2.2 Бюджетные права и компетенция органов власти…………………………….. 20

3. Взаимоотношения звеньев бюджетной системы Российской Федерации по расходам и доходам………………………………………………………………….. 27

Заключение……………………………………………………………………….. 37

Приложение………………………………………………………………………. 40

Список литературы………………………………………………………………. 42

Выдержка:

Введение:

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию.

Бюджет – это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы.

Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации). А также, различные хозяйствующие субъекты могут получить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется до 30-40% национального дохода.

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством, юридическими и физическими лицами состоит в том, что они:

- во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

Глава 3:

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Неналоговые доходы составляют:

- доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

- доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти местного самоуправления;

- штрафы, компенсации;

- доходы, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся: арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям.

Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты за очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Расходы бюджетов всех уровней основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов – расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

- бюджетных кредитов;

- субвенций и субсидий;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- кредитов иностранным государствам;

Заключение:

В настоящее время в России проводится реформа бюджетного процесса, нацеленная на исправление недостатков, занижающих потенциально возможный уровень налоговых доходов, на внедрение новых методов налогообложения, соответствующих современному развитию социально-экономических отношений, на укрепление баланса между казначейской (фискальной) и обременительной (регулирующей) налоговыми функциями, отражающими государственные и частные экономические интересы, на обоснованное разграничение на постоянной основе налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с объемами поставленных задач.

Первым этапом, дающим реальную возможность начать работу по совершенствованию бюджетного процесса в 2004г. дают итоги законотворческой деятельности Правительства и Государственной Думы в конце 2003 г., а именно – принятие федерального бюджета на 2004 г., внесение изменений в Бюджетный кодекс в части образования Стабилизационного фонда, а также принятие парламентом в первом чтении изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы в части разграничения полномочий и реформы межбюджетных отношений.

Суть нового подхода проста: не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов в тех сферах, где государство является более эффективным, чем рыночный сектор. Для достижения этой цели необходимо решение четырех основных задач.

Первая задача – оптимизация сети бюджетных учреждений, что, возможно, сделать уже в условиях действующего законодательства.

Вторую и третью задачи можно объединить в одну группу – это реорганизация бюджетных учреждений и внедрение новых форм финансирования. Эта задача диктует необходимость внесения изменений в действующее, включая и законодательство.

Четвертая задача – разработка и использование методов финансирования, ориентированных на результат.

В 2003 г. в соответствии с законом о бюджете администрирование осуществляли 94 главных распорядителя средств федерального бюджета, 2840 распорядителей средств федерального бюджета. Из числа последних – 337 не являются распорядителями, находящимися в ведении главных распорядителей. Из них 225 – это распорядители, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации. По сути, это органы исполнительной власти субъектов РФ, которым при этом не делегированы федеральные полномочия, а они исполняются, поскольку у соответствующих федеральных органов исполнительной власти отсутствуют территориальные органы, которые могли бы осуществить полномочия федерального органа на территориях соответствующих субъектов РФ. При этом органы исполнительной власти субъектов Федерации не несут никакой ответственности за те полномочия, которые им переданы в части обслуживания получателей бюджетных средств, находящихся на территории субъектов РФ. Наиболее ярко представлена эта картина в таких федеральных органах, как Министерство труда и социального развития и Министерство образования.

Похожие работы на данную тему