Банковская тайна

Название работы: Банковская тайна

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

52 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

1.1. Сущность банковской тайны и ее место среди объектов правового регулирования

1.2. Правовой институт банковской тайны в российском законодательстве

1.3. Соотношение банковской тайны с иными видами охраняемых законом тайн

ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ПО ПОВОДУ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ

2.1. Субъекты правоотношений, складывающихся по поводу банковской тайны

2.2. Содержание сведений, составляющих банковскую тайну

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖАЩУЮ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ

3.1. Понятия и виды государственных органов

3.2. Предоставление информации содержащую банковскую тайну органам министерства внутренних дел РФ

3.3. Предоставление информации содержащую банковскую тайну налоговым органам РФ

3.4. Предоставление информации содержащую банковскую тайну таможенным органам РФ

3.5. Предоставление информации содержащую банковскую тайну судам РФ

3.6. Предоставление информации содержащую банковскую тайну Службе судебных приставов РФ

ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ СОДЕРЖАЩУЮ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ НЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ

4.1. Предоставление информации содержащую банковскую тайну организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов

4.2. Предоставление информации содержащую банковскую тайну нотариусам, а также лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении

4.3. Предоставление информации содержащую банковскую тайну Арбитражным управляющим по решению Арбитражного суда РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка:

Введение:

Вопросы правового регулирования экономических отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в экономической и юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны и предоставления информации содержащую банковскую тайну.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнений - по мнению специалистов, утрата 20% информации, составляющей коммерческую тайну, в 60 случаях из ста приводит к банкротству фирмы, а потери от действий недобросовестных конкурентов, использующих шпионаж в кредитно-финансовой сфере, составляют сегодня 30% от всего ущерба, который несут банки . С созданием системы «прозрачности» в деятельности хозяйствующих субъектов (без развития адекватной защиты) возникает опасность «утечки» информации из-за постоянно растущих потоков информации, в том числе о подозрительных сделках, исходящих из кредитных учреждений. Так, в 1999 году ЦБ РФ издал указание о сборе информации в банках по 7 признакам подозрительности проводимых операций.

Сегодня правоотношения, возникающие между собственником или иным законным владельцем информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну, уполномоченными органами и должностными лицами по поводу предоставления таких сведений, регулируются многими нормативно-правовыми актами. Назовем некоторые из них:

• Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

• Гражданский кодекс РФ;

• Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности»;

• Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

Сотрудники вышеупомянутых органов, получившие сведения, составляющие коммерческую или банковскую тайну, при исполнении служебных обязанностей, несут ответственность за незаконные их разглашение или использование. Но некоторые из перечисленных нормативных актов содержат порой противоречивые положения.

Особые споры вызывает ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности в РФ» (далее - Закон «О банках»), где говорится о банковской тайне, определяется круг органов и лиц, по запросам которых кредитная организация предоставляет справки, содержащие банковскую тайну. Здесь же перечислены обстоятельства, при которых такие запросы удовлетворяются. Однако положения ст. 26 противоречат ряду других законов. Например, толкуя их буквально, можно прийти к выводу, что права запроса на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, не имеют органы дознания, прокурор при проведении прокурорских проверок (в том числе до возбуждения уголовного дела); сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. А это в свою очередь уже не согласуется с Законом «О прокуратуре», согласно которому прокурор, осуществляя свои полномочия, вправе получать доступ ко всем документам и материалам. Кроме того, Уголовно-Процессуальный Кодекс (далее в тексте работы УПК) предоставляет право органу дознания, прокурору, следователю в ходе проверки по заявлениям и сообщениям о совершенном или подготовленном преступлении, истребовать все необходимые материалы и получать объяснения.

Глава 4:

Отношения между банками Российской Федерации, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации регламентирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О СТРАХОВАНИИ ВКЛАДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БАНКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Так в соответствии со ст. 31 данного Закона, организация или Агентство, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им функций, установленных настоящим Федеральным законом.

Так же, данное Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого наступил страховой случай, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся коммерческой и банковской тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России.

В случае разглашения Агентством или его должностными лицами информации, составляющей служебную, коммерческую и банковскую тайну, Агентство обязано в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.

Итак, в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным Законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации. Поэтому Агентство вправе получать информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка, в отношении которого наступил страховой случай, необходимую для осуществления им установленных комментируемым Законом функций.

Далее, в соответствии со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Вместе с тем в той же статье указано, что организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ею в результате исполнения контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Комментируемый Закон как раз и предусматривает случаи, когда Агентство вправе разглашать третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну. Поэтому Агентство обязано предоставить ставшую ему известной информацию об операциях банка, в отношении которого наступил страховой случай, по счетам и вкладам, о его финансовом состоянии, а также иную информацию, являющуюся коммерческой и банковской тайной указанного банка, по запросу суда, а также Банка России.

Заключение:

В результате написания данной работы мы пришли к нижеследующим выводам.

С понятием "банк" неразрывно связано понятие "банковская тайна". В соответствии с ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Согласно Закону о банках и банковской деятельности кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В заключение следует сказать и некоторых коллизиях в законодательстве касающегося данного вопроса. Можно отметить, что между ст. 857 ГК и ст.26 ФЗ "О банках..." имеется ряд противоречий, на которые указывает. В частности, в ГК субъектом, обязанным хранить тайну, назван банк, тогда как в законе - кредитная организация, в ГК идет речь об операциях по вкладу, а в законе - вообще об операциях. Кроме того, закон шире определяет круг сведений, подлежащих охране, называя также " иные сведения". В силу ч.2 ст.3 ГК должны применятся нормы кодекса, поэтому необходимо устранить имеющиеся противоречия между законами.

Похожие работы на данную тему