Юридическая ответственность за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны

Название работы: Юридическая ответственность за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Развитие Российского уголовного законодательства об ответственности за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны 7

1.1. Историко-правовой аспект ответственности за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны 7

1.2. Налоговая, коммерческая и банковская тайна, как субъективное право граждан 16

ГЛАВА 2. Особенности квалификации и ответственность за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны 40

2.1 Объективные и субъективные признаки преступлений, предусматривающие ответственность за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны 40

2.2 Особенности квалификации преступлений, предусматривающие ответственность за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Выдержка:

Введение:

Исследование вопросов становления и развития правового института коммерческой, банковской и налоговой тайны, определение его места и роли в формировании механизмов информационного обеспечения деятельности коммерческих организаций и правового обеспечения их инфор¬мационной безопасности в настоящее время представляется самостоятельной теоретической задачей, постановка и принципиальное значение которой предполагает привлечение внимания цивилистической науки. Это утверждение исходит, во-первых, из происходящей «информационной революции», свидетелями и участниками которой, по словам ректора Московского университета академика РАН В.А. Садовничего, мы сегодня являемся ; во-вторых, из частноправо¬вых интересов коммерческих организаций, обусловленных объективными условиями существования смешанной рыночной экономики, конституционного признания и защиты частной формы собственности, осуществления предпринимательской деятельности, формирования конкурентной среды в сфе¬ре производства и реализации то¬варов, выполнения работ и оказа¬ния услуг, составляющих содержа¬тельную основу гражданского и коммерческого права, и, соответственно, во многом определяющих перспективы развития института тайны.

Область научного анализа правового института коммерческой, банковской и налоговой тай¬ны включает комплекс теоретичес¬ких и практических проблем граж¬данско-правового характера, не¬посредственно связанных с граж¬данским оборотом коммерчески значимой информации (КЗИ) и ее защитой. Использование и защита КЗИ должны, по нашему мнению, рассматриваться системно в соста¬ве правового института в качестве единого правообразующего факто¬ра, поскольку, с одной стороны, имеют тенденцию к нормативно организованной интеграции в само¬стоятельный институт коммерчес¬кой тайны, с другой стороны, влия¬ют на иные виды гражданских пра¬воотношений.

Общепризнанно, что информационная безопасность на рубеже третьего тысячелетия выходит на первое место в системе национальной безопасности.

Поскольку, всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, крайне важно определить такие правовые основы. Пока можно констатировать, что развитие общественных отношений в этой сфере существенно опережает развитие права по этим вопросам.

Институт тайны относится в числу малоисследованных. Несмотря на проявляемый интерес, выражающийся в значительном количестве статей в периодической литературе, посвященных данной проблематике, основная часть из них носит сугубо прикладной характер, в связи с чем многие вопросы остаются малоизученными или неизученными вообще. Более того, имеющие место выводы по тем или иным проблемам правового регулирования информации, составляющей коммерческую, налоговую и банковскую тайну, в условиях динамично развивающейся правовой действительности требуют своего постоянного обобщения и переосмысления. Все вышесказанное и обеспечивает особую актуальность избранной темы.

До последнего времени практически отсутствовали теоретические работы, глубоко исследующие проблемы института коммерческой тайны в Российской Федерации, за исключением работ А.В. Коломийца и Э.Я. Соловьева . На протяжении последних лет данные проблемы в своих работах затрагивали З.Ф. Гайнуллина , Н.С. Гуляева , И.И. Салихов , С.И. Суслова , Е.В. Янина и др. Можно отметить работы Б.Д. Завидова , А.А. Клишиной , В.В. Погуляева и Е.В. Шишмаревой .

Целью работы является рассмотрение юридической ответственности за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны.

Объект исследования: институт тайны в российском законодательстве.

Предметом исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере правового регулирования информации, составляющей коммерческую, налоговую и банковскую тайну.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

• Рассмотреть историко-правовой аспект ответственности за разглашение налоговой, коммерческой и банковской тайны

• Определить налоговую, коммерческую и банковскую тайну, как субъективное право граждан

Глава 2:

В то же время в интересах борьбы с преступностью, осуществления правосудия, соблюдения налогового, антимонопольного и таможенного законодательства рядом нормативных актов определен круг организаций и лиц, которые в соответствующих случаях имеют право на получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну.

Применительно к банковской тайне в общем плане это положение сформулировано в ч.2 ст.857 ГК РФ: «Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены в исключительных случаях и в порядке, предусмотренном законом». ФЗ «О банках и банковской деятельности» (ст.26) конкретно предусмотрено: «Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора – органами предварительного следствия по делам находящимся в их производстве.

Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ , согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».

По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Одним из важнейших признаков объекта налоговой тайны является то, что сведения, ее составляющие, являются только сведения о лице (налогоплательщике), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу. В литературе приводится классификация конфиденциальных сведений по субъекту ими обладающему на «свои» тайны и «чужие» тайны. «Свои» тайны представляют собой сведения, относящиеся к конкретному лицу, под «чужими» же тайнами понимают сведения, доверенные лицам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (такими лицами могут быть, например, врачи, адвокаты, аудиторы). Налоговую тайну по смыслу ст. 102 НК РФ составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику, которому и предоставляется право требовать соблюдения тайны в отношении этих сведений (ст.21 НК РФ).

Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.

Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.

Интересна судебная практика по делам, связанным с запросом информации налоговыми органами у банков.

Например, в своем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 указал, что запрашиваемая налоговым органом у банка информация о суммах процентов по залоговым обязательствам любого рода, выплаченным за год, относится к информации, составляющей банковскую тайну.

В связи с этим суд сделал вывод о том, что требование налогового органа о предоставлении указанной информации относится к документам, требующим особого удостоверения их подлинности в соответствии с Типовой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Минкультуры от 08.11.2005 N 536). Поскольку в нарушение положений Инструкции требование налогового органа о предоставлении документов не содержало оттиска печати с изображением Государственного герба РФ, банк не подлежит привлечению к ответственности за несообщение запрашиваемой информации.

В постановлении того же суда от 13.03.2008 суд счел, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Заключение:

На сновании всего сказанного выше можно следующим образом представить работу по совершенствованию законодательства в части установления правового режима коммерческой тайны.

Прежде всего необходимо уточнить перечень сведений, которые не могут быть отнесены к режиму коммерческой тайны. Далее необходимо отделить понятие коммерческой тайны от всех иных видов и модификаций различных типов "тайн". Одновременно, такое разграничение может служить функциональным основанием для определения и вычленения правового статуса коммерческой тайны.

Наконец, нужно установить ответственность за нарушение режима коммерческой тайны. Вид и форма ответственности может быть связаны либо с процедурой, нарушающей правомерный доступ к коммерческой тайне, либо с упущенной выгодой и моральным вредом. При работе следует обратить внимание на приведенные в данной работе особенности правового регулирования коммерческой тайны:

Ответственность может наступать для субъекта, действия которого связаны с неправомерным нарушением процедуры защиты коммерческой тайны либо с причинением ущерба, только в случае, если коммерческая тайна была задокументирована на материальном носителе, а сам нарушитель был предупрежден о неправомерности своих действий. Умысел является главным доказательством вины. Правонарушение режима коммерческой тайны никогда не связано с неосторожностью или халатностью.

Ущерб может быть причинен иным лицом, чем нарушитель режима коммерческой тайны. Другими словами, следует развести правовую коллизию, когда нарушитель режима коммерческой тайны может не нанести вреда и потому не отвечать за нарушение режима, а правомерный владелец коммерческой тайны нанести вред собственнику и не отвечать за это.

В заключение следует отметить, что в России в целом сформирован правовой институт тайны. Его дальнейшее развитие будет определяться потребностями практики и результатами научных исследований в этой области юридической науки. Задача организаций состоит в приведении сложившейся практики использования и защиты информации в соответствие с требованиями Закона «О коммерческой тайне». Решение этой задачи видится, прежде всего, в подготовке специалистов для юридических отделов и служб безопасности, которые непосредственно заняты договорной работой, разработкой и осуществлением мер по использованию и защите КЗИ

Похожие работы на данную тему