Психология малых групп и коллективов

Название работы: Психология малых групп и коллективов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Выдержка:

Введение:

Малая группа определяется как группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Нижний количественный предел начинается с диады. Верхний предел не установлен.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

- лабораторные и естественные группы,

- организованные (формальные) и спонтанные (неформальные) группы,

- открытые и закрытые группы (по степени открытости),

- стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования),

- членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида).

Говоря об истории исследований малой группы, выделяются следующие подходы зарубежных исследователей:

- теория поля, берущая начало в работах К. Левина. Основной пафос исследования заключается в известном тезисе о том, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант. Структурные свойства этого поля представлены понятиями, заимствованными из топологии и теории множеств, а динамические - понятиями психологических и социальных сил.

- интеракционистская концепция предполагает, что группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением.

- теория систем развивает представление о группе как о системе. Близка к предыдущему подходу, та же попытка понять сложные процессы, исходя из анализа основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимосвязанных позиций и ролей, и рассматривает группу как открытую систему.

Часть 1:

В рамках данной работы был проведен социометрический эксперимент. Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого испытуемого. На обратной стороне каждой картинки был поставлен номер, присвоенный каждому испытуемому в данном эксперименте. Испытуемых выводят, за исключением одного, в другое помещение. Испытуемые по одному входят в помещение, а после эксперимента выходят в третье помещение. Затем испытуемому предлагается три картинки и объяснение: «Можете положить их по одной любым трем участникам группы. Никто не будет знать, кому Вы положили картинку».

Обработка результатов социометрического изучения группы осуществлялась следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксировались выборы испытуемых. Потом осуществлялся подсчет выборов, полученных каждым испытуемыми и находились взаимные выборы, которые подсчитывались и записывались.

Далее результаты экспериментов оформлены графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мужчин, слева – женщин. Мужчин изобразим в виде треугольников, Женщин в виде кружков. Размещение испытуемых на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться испытуемые, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выбора испытуемых, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус испытуемого в системе внутригрупповых отношений.

Статус испытуемого определяется числом полученных им выборов. Испытуемые могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого испытуемого в группе. Иными словами, насколько испытуемый желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему остальные симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого испытуемого: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство испытуемых группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе испытуемых с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства испытуемых в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании;

Заключение:

Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические и ценностно – смысловые характеристики испытуемых обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.

Анализ ценностных ориентаций обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей испытуемые назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к исследовательской деятельности.

Взаимосвязь отвергаемых ценностей и характерологических особенностей, определяющих профессионально значимые качества позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать профессионально значимых качеств в процессе профессиональной деятельности.

Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально-психологическими и личностными характеристиками испытуемых. Характерологические особенности лежащие в основе профессионально значимых качеств (эмпатия, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, рефлексия) не выражены у испытуемых.

Похожие работы на данную тему