Введение
Юношеский возраст – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.
Личностное и профессиональное самоопределение – центральное новообразование этого возрастного периода.
Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной - У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.
.................................................................
Исследование особенностей профессионального самоопределения современных старшеклассников
1. Методы и процедура исследования
Гипотеза: При адекватной самооценке у молодых людей в ранней юности наблюдается четкая ориентация на определенную учебно-профессиональную сферу деятельности; в учебной деятельности преобладают учебно-профессиональные мотивы и ориентация на изучение определённых учебных предметов.
При выборе экспериментально-психологических методов учитывались следующие критерии:
1. Возможность изучения профессионального самоопределения, особенности самооценки личности подросткового возраста.
2. Достоверность. Все использованные тесты и опросники апробированы и адаптированы.
3. Возможность применения методик в практической деятельности (удобство и доступность для исследуемых).
4. Информативность. Возможность статистической обработки.
Как исследовательский инструментарий были использованы методики:
1) Методика на выявление самооценки С.А. Будасси
.................................................................
Литература
1. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. Киев,1994.
2. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. -М.:МПСИ, 2000.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль. 1996.
4. Беседина И. Формирование социальной компетентности. Изд. Поволжского межрегионального учебного центра. http// www. pmuc.ru/
5. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. -М.1989.
6. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора.// Психологический журнал. 1985. №2. С85-94.
.................................................................