Введение
Исследование связи обучения и развития человека – одна из цен-тральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
• само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);
• развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохране-ние предыдущего в новом, единство изменения и сохранения [3].
.........................................
Глава 1. Теоретические концепции развития процесс способностей и темперамента ребенка
1.1 Личностное развитие ребенка и формирование темперамента
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, т.к. в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека и определяет развитие личности: его индивидуальность, его поступки и поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он вы-ступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
.........................................
Список литературы
1. Ананьеву Б.Г. О проблемах современного человекознания – СПб.: Питер, 1999
2. Анцыферова Л.И. Принципы связи сознания и деятельности и методология психология // Методология и теоретические проблемы психологии – СПб.: Питер, 1998
3. Божович Л.И. Этапов формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. №4
.........................................