Особенности работы социального педагога с трудыми подростками

Название работы: Особенности работы социального педагога с трудыми подростками

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

34 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ ДЕЗАДАПТАЦИИ 5

1. ПОНЯТИЕ О ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ 5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 10

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 14

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ 15

1.1. ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ 16

1.2. ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 17

1.3. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 23

2. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Кризисный возраст 12-13, 15-16 лет всегда в воспитании был “трудным” и для самих детей, и для их родителей. Но при стабильном, благоприятном развитии общества, устоявшейся нравственности в обществе, наличии семейных традиций это лишь “трудный возраст”, но не целая армия “трудных подростков”.

В России конца ХХ - начала XXI века проблема “трудных подростков” углубилась и приняла целый ряд отягчающих оттенков, таких как токсикомания, наркомания, детская проституция. В условиях демократических свобод (многопартийность, само¬управление, свобода слова) подростки не могут сделать правиль¬ный выбор, если им не привиты правила культурного поведения, если у них отсутствуют нравственные ориентиры.

Практика отчисления из школы и сокращение приема в ПТУ привела к тому, что в 14 лет подросток оказался не у дел, так как по КЗОТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет.

В 90-е гг. преступность подростков увеличилась вдвое, охватив все категории учебных заведений, которые раньше считались бла¬гополучными (школы, техникумы, вузы). Растет число тяжких преступлений, совершаемых подростками.

К социальным составляющим следует прибавить и издержки педагогической некомпетентности или непрофессионализма. Во многих школах велико число работающих пенсионеров (до 40% от учительского коллектива), которые часто отстают от современных требований. Ещё часть учителей относится к работе формально, без души, другая часть недостаточно опытная, или сильно загруженная работой на две ставки. Школа нередко устраняется от воспитательной работы, в школе не организуются кружки и секции для детей; падает престиж знаний, а те знания, которые дает школа, редко применимы в практике жизни.

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

В связи с заметным ослаблением в настоящее время воспитательной функции семьи, образовательное учреждение становится чуть ли не единственным институтом социализации личности. Поэтому в образовательном учреждении сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение распространения причин школьной дезадаптации.

Обостре¬ние социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение общества вызвали к жизни социального педагога в системе образования. Основная цель социального педагога в его профессиональной деятельности — защита социальных прав и интересов личности ре¬бенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова Ю.В., Васикова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.: Академия, 2000. - 440с.

2. Верцинская Н.Н. Трудный ребенок. - Мн.: Нар. Асвета, 1989. - 128с.

3. Гребенкина Л.К., Жокина Н.В. Основы социальной педагогики // Классный руководитель - 1998. - №6. - с.2-27.

4. Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии - 1999. - №4. - с.45-48.

5. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей // Воспитание школьников. - 2000. - №7. - с.22-25

6. Иванцова А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. - 2000. - №8. - с.37-39.

7. Камалина Л. Комплекс социальной помощи детям и подросткам //Воспитание школьников - 1998. - №1. - с.15-17.

8. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М. Просвещение, 1989. - 254с.

9. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатра. - Л: Лениздат, 1983.

10. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ Под ред. Л.А. Регуш. - СПб: Изд. РГПУ, 2001. - 191с.

11. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М. Моск. Психолого-соц. Институт: Флинта, 1999. - 72с.

12. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.

13. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания //Воспитание школьников. - 2002. - №7. - с.44-47.

14. Учителям и родителям о психологии подростка/ Под ред Г.Г. Аркелова. - М.: Высшая школа, 1990

Похожие работы на данную тему