Диагностика девиантного поведения

Название работы: Диагностика девиантного поведения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. Обзор основных концептуальных подходов к пониманию девиантного поведения 5

1.2. Типология, структура и формы девиантного поведения 10

1.3. Особенности и методы диагностики девиантного поведения подростков 14

Выводы по первой главе 20

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 21

1.2. Методы исследования и характеристика диагностируемой выборки 21

2.2. Проведение и анализ результатов исследования 28

Выводы по второй главе 32

Заключение

Литература 35

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. Проблема исследования психологического содержания девиантного (отклоняющегося) поведения является весьма актуальной. Особенно мало разработанной является проблема диагностики психологического содержания отклоняющегося поведения подростков. И соответственно острым является дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков, особенно учитывающих различия связанные с полом испытуемых.

Для взрослой популяции разработаны как проективные методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позволяющие, хотя бы косвенно, изучать различные психологические характеристики отклоняющегося поведения. Но в большинстве своем такого рода методики направлены либо на диагностику клинико-психологических феноменов, либо носят универсально-личностную диагностическую направленность.

Из существующих и активно используемых методик, позволяющий в той или иной мере диагностировать психологическое содержание девиантного поведения необходимо упомянуть патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е., методику 16 факторного исследования личности Р.Кеттелла, ряд дополнительных шкал MMPI, опросник Басса-Дарки, тест-руки, тест Люшера, тест С.Розенцвейга, ТАТ и САТ, тест Роршаха, тест Сонди, СОП.

Главной проблемой является то, что как мы уже указывали, вышеперечисленные методики позволяют либо косвенно, либо частично изучать весь комплекс психологических характеристик девиантного поведения.

Для диагностики некоторых аспектов отклоняющегося поведения подростков, правда, существуют специализированные психодиагностические методики. Такие как, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова) или показатель делинквентности в ПДО. Патохарактерологический опросник, разработанный А.Е.Личко, наиболее полно позволяет диагностировать психологические характеристики девиантного поведения, но и он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены и направлен, в первую очередь на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характеристик он не соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам этого класса в настоящее время и не является тест-опросником в строгом смысле этого слова.

ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Целью практического исследования является выявление причин и особенностей отклоняющегося поведения подростков. Для достижения данной цели нами предполагается выполнение задач по подобру и проведению диагностических методик для выявления группы риска среди подростков с разными проявлениями девиантного поведения, проверить ее эффективность в условиях школы; анализу причины девиантного поведения подростков, изучить их психологические особенности.

В ходе исследования мы предполагаем подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что методики диагностики отклоняющегося поведения подростков позволяют получить достоверную информацию о склонности ребенка к девиации и определить содержание профилактическо-коррекционной работы психолога.

1.2. Методы исследования и характеристика диагностируемой выборки

В ходе исследования нами были использованы следующие методики:

1. Опросник Г. Айзенка [18]

Включает описание различных пси¬хических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает воз¬можность определить уровень тревожности, фрустраций, агрессии и ригидности.

2. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению[18] (разработана Вологодским центром гуманитарных ис¬следований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она содер¬жит семь шкал:

Литература

1. Беличева С.А. Превентивная психология. - М. 1994.

2. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М., 1987.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социол. исследования. 1991. N 4.

4. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. М. 1992.

5. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. М.: Союз, 1996.

6. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики. - СПб.: Паритет, 1999.

7. Еремина Н.П. Психологические аспекты личности подростка «группы риска». - Днепропетровск: ДВГУ, 2001.

8. .

9. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. – М.: Вита-Пресс, 1997.

10. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1987.

11. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972.

12. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М., 1988.

13. Леонгард К. Акцентуи¬рованные личности. — Киев: Вища Школа, 1981.

14. Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. 1977г.

15. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - Л.: Медицина, 1985.

16. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.: Медицина,1983.

17. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе: В 4 ч. – М., 1996.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт – М», 2001.

19. Плахов В. Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. - М.: Мысль, 1985.

20. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. В.Д. Карвасарского. – СПб., 1998.

21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

22. Руководство практического психолога /Под ред. Дубровиной И.В. - М.,1995.

23. Смелзер Н.Дж. Социология: Гл. 4. Социализация // Социологические исследования. 1991. N 3,5,6.

24. Социальные отклонения: Сборник статей. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, С. В. Бородина, В. С. Нерсесяни и др. - М., 1989.

25. Тимергазина Р.К., Самсонова Н.Г., Мустакимова М.В. Выявление и изучение отклоняющегося поведения детей и подростков // Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов/Под общей редакцией д.п.н., проф. Ю.И. Юрички, к.и.н. В.Я. Бабенко. – Бирск: Бирск. гос. пед. инст-т, 2002.

26. Юричка Ю.И. Социально-педагогические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних//Социально-педагогические, психологические и этнические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях: Сборник научных трудов/Под общей редакцией д.п.н., проф. Ю.И. Юрички, к.и.н. В.Я. Бабенко. – Бирск: Бирск. гос. пед. инст-т, 2002.

Похожие работы на данную тему