Формирование познавательной активности студентов

Название работы: Формирование познавательной активности студентов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

55 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

«ПОЗНАВАТЕЛЬ¬НАЯ АКТИВНОСТЬ» 6

§ 2 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ 11

§ 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ 21

§ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 26

§ 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 50

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

В условиях непрерывного образования, которое осуществляется на про-тяжении всей жизни человека, повышаются требования к специалисту, к его мобильности и спо¬собности непрерывно обучаться в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Как известно, объем на-учной информации удваивается каждые десять лет. Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается.

Сложившаяся ситуации предъявляет новые требования к системе повы-шения уров¬ня профессиональной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, к тем формам и методам обучения, с помощью которых развиваются такие необходимые специалисту качества, как самостоятельность, критичность, познавательная активность. Как правило, в условиях традицион-ного обучения студент выступает как пассивный объ¬ект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний. В этой связи актуаль-ной и острой является проблема формирования познавательной активности сту¬дентов. Особая значимость разработки данной проблемы обусловлена значи-тельным сни¬жением активности познавательной деятельностью обучающихся в вузе. Тогда как сту¬дент, являясь субъектом образовательного процесса, своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятель-ности. Данная проблема привлекает вни¬мание ученых различных специально-стей, в первую очередь психологов и педагогов. Изу¬чение психолого-педагогических аспектов познавательной активности студентов пред¬ставляет одно из мало разработанных, но особо важных направлений в решении задач по¬вышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специа-листов.

§ 2. Сущность, содержание, структура познавательной активности студентов в вузе.

Познавательная активность главным образом формируется в процессе обучения, поэтому важно уяснить сущность данного понятия, чтобы четко представлять себе, что же конкретно нужно формировать у обучающихся в процессе обучения.

Современное состояние исследования проблемы позволяет говорить о трех, наибо¬лее существенных компонентах познавательной активности: моти-вационном, содержа¬тельно-операционном и волевом.

Состав компонентов познавательной активности и их взаимосвязи можно предста¬вить схематически. Однако в образовательном процессе все эти компо-ненты взаимосвяза¬ны и взаимообусловлены и их нельзя расчленить. Разделение перечисленных компонентов можно произвести лишь условно (рис. 1).

Мотивационный компонент включает в себя потребности, мотивы, инте-ресы, то есть все то, что обеспечивает включение обучающегося в процесс ак-тивного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Мотив - это осознанное побуждение, которое обусловлива-ет целенаправленную деятельность. По мнению известных психологов «моти-вация, является ядром личности и доминантой обу¬чения. Она не только побуж-дает человека к познавательной деятельности, но и оказывает¬ся ее результатом, потому что такая деятельность порождает новые потребности» (28, с.45). Структура учебной мотивации многозначна по содержанию и различным фор-мам. Студенты могут лучше или хуже учиться, потому что хотят или не хотят: получить про¬фессию (профессиональная мотивация), приобрести новые знания и получить удовлетво¬рение от самого процесса познания (познавательные мо-тивы), иметь более высокий зара¬боток (прагматические мотивы), приобрести пользу обществу (широкие социальные мо¬тивы), утвердить себя и занять в бу-дущем определенное положение в обществе в целом и в определенном бли-жайшем социальном окружении (мотивы социального и личностного престижа)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альманах психологических тестов. - М.: «КПС», 1996. - 400с.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития. - 2-е изд. - Ка¬зань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608с.

3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 138с.

4. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности сту-ден¬тов в обучении: Уч. пособ. - Уфа, 1988. - 80с.

5. Бережная Л. А. Роль некоторых методов обучения в формировании познава-тельной активности студентов медицинского института //Активизация мыслитель-но-познавательной деятельности студентов медицинских и фармацевтических ву-зов: Сб. науч. тр. -Пермь, 1990. - с.8-14.

6. Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирования активности школьников

//Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся:

Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1983. - с. 59-70.

7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изуче-нии физики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. - 160.

8. Ковалева Г.Е., Кошелева С.В. Учебно-познавательные задачи и их роль в про-фес¬сиональной подготовке //Актуальные проблемы повышения эффективности учеб¬но-воспитательного процесса в высшей школе: Межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1987. -с.84-90.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176с.

10. Красновский Э.А. Активизация учебного познания //Сов. педагогика. - 1989. -№5.-с.9-15.

11. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. -1972. - №9.-с. 103-105.

12. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976.

13. Лозовский В.Н. Пути развития познавательной активности студентов на опыте кафедры физики //Методы активизации познавательной деятельности студентов: сб. науч. ст. -Новочеркасск, 1993. - с. 3-7.

14. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности уча¬щихся в школах Татарии //Сов. Педагогика. - 1963. - №5. - с. 10.

15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. - 4-е

изд. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 688с.

16. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студен¬тов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. - 303с.

17. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред. И.Я. Каиров, Ф.Н. Петров. - Т.1. - М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1964. - 832с.

18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240с.

19. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Познавательная деятельность студентов в усло-ви¬ях компьютерного обучения //Педагогика. - 1999. - №7.-с.34-38.

20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. - Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576с.

21. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной само-стоятельности школьника в обучении. - Казань, 1968. - 204с.

22. Психологические тесты для деловых людей /Сост. Н.А. Литвинцева. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. - 528с.

23. Психология и педагогика: Учеб пособ. для вузов /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2002. - 256с.

24. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспи-та¬телей. -М.: Просвещение, 1980. - 144с.

25. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся //Педагогика. - 2001. - №7. - с.32-36.

26. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб: Алетейя, 2000. - 288с.

Похожие работы на данную тему