Активизация познавательной деятельности школьника, средствами игровых ситуаций по теме «Изонить»

Название работы: Активизация познавательной деятельности школьника, средствами игровых ситуаций по теме «Изонить»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

59 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…… …………………………………………………….……….….3

1. Активизация познавательной деятельности школьников………...………5

1.1Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках технологии

1.2.Познавательная функция игры………………………………….…….…….8

1.3. Психологические основы игры................................……………................11

1.4. Технология игры в процессе обучения ...................……….……….........12

2. Разработка методико – технологической базы по теме «Изонить»

2.1. Технология вышивки по картону…………………………………………15

2.2 Фрагмент календарно-тематического плана по технологии на тему «Изонить»……………………………..………………………………………...20

План конспекта урока №1 на тему: « История развития вышивки по картону»……………………………….………………………................................24

План конспекта урока № 2 на тему: « Нарисуем нитью угол»….. …….........29

План конспекта урока № 3 на тему: «Нарисуем нитью окружность»…........34

План конспекта урока № 4 на тему: « Изготовление открытки»……..…......39

2.3.Анализ опыта работы учителя по использованию игры в процессе обучения..........................................................……………………..….…..........42

3. Разработка и выполнение изделия в технике «Изонить»

3.1. Материалы, инструменты, приспособления……………………………..43

3.2. Технологические этапы выполнения изделия в технике «Изонить»…...44

4. Расчёт экономического изделия в технике «Изонить»…………………….45

5. Техника безопасности и охрана труда……………………………….……..46

Заключение…………………………………………………..…………..……...52

Литература………………………………………………………………….……56

Приложение …………………………………………………………………….58

Выдержка:

Введение

Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако часто школьные учителя жалуются на то, что дети, даже любознательные, с широким кругозором интересов, не хотят учиться. Почему же это происходит?

Создание условий для успешного учения школьников - важнейшая задача учителей. Они вполне осознают и государственную важность решения этой задачи, и зависимость будущего самих школьников от успехов в овладении знаниями. Что же касается самих учащихся, то, как известно, учение - ведущий вид их деятельности, так что успех в овладении знаниями они ощущают как важное жизненное достижение, это поднимает их в собственных глазах, повышает престиж в семье и среди окружающих людей. Все эти обстоятельства способствуют успешному учению школьников.

В том же направлении действует и природная любознательность человека: познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, по наблюдениям учителей и родителей, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам. Многие учащиеся пассивны и невнимательны на уроках. Это нарушает порядок на уроке, а попытка восстановить его оказываются малопродуктивными. Таким образом, нежелание детей учиться отражается и на работе педагогов, и на всей жизни школы.

Причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим роль эффективной мотивации в познавательной деятельности. Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начатая деятельность. Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные мотивы. Например, на уроке он может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время стремиться посмотреть красивый и увлекательный журнал, поговорить с соседом. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно учебно – познавательной деятельности.

2.Разработка методико-технологической базы по теме «Изонить»

2.1. Технология вышивки по картону

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изображение нитью, или изонить, — так называется этот вид деятельности.

Истоки техники художественного натяжения нити идут из Англии XVII века. Работа выполнялась следующим образом: в плоскую дощечку забивались гвозди, на которые натягивались нити.

Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити и использовав картон вместо доски. Идея выполнения работы на картоне понравилась, так как процесс изготовления работы значительно упростился. Возникли новые неожиданные эффекты, графические и цветовые. Натянутая нить как бы ожила и получила новое изобразительное звучание. Она рисовала задуманное, как, например, цветной карандаш, и позволяла сочинять космические композиции.

Таким образом, изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника не сложна в освоении, и даже первые пробные работы получаются красивыми, что стимулирует ребят к творчеству.

Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации урока находить новое, неизвестное детям. Умению вышивать ученики учатся в начальной школе. В среднем же звене интерес падает, поэтому процесс вышивания по картону вызовет любопытство школьников, познание нового в процессе вышивания, а отсюда и интерес к предмету. Так как непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учениками на уроке и будет являться элементарным уровнем познавательного интереса

Более высоким уровнем его является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва О.В. Организация учебно – познавательной деятельности.,// Химия в школе,№3, 1999;

2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению, М., 1997;

3. Выгодский Л.С. Психология искусства /Под ред. М.Г. Ярошевского, М., 1987;

4. Гильман Б.Г. Иголка и нитка в умелых руках, М., 1993;

5. Гусаров Н.Н. Техника изонити для дошкольников, М., 1999;

6. Запорожец А. В. «Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста», М.-48;

7. Журнал «Завуч» №8 2003 с.107

8. Лизинский В.М. Справочник администрации школы. М. 2002;

9. Манулейко З. В. «Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов», М.-69;

10. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика, 1998 №1, с.81-86;

11. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре», М.82;

12. Несговорова Н.П. Игровые технологии в школьном образовании. Курган 2004;

13. НагибинаМ.И. Что могут нити и иголка, М.,1998;

14. Немов Р.С. Психология в 3-х томах, М., 1990;

15. Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов /Под ред. Кулишова С.М., М., 1981;

16. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе. Сборник нормативных документов /Под ред. Горелова В.В., М., 1985;

17. Охрана труда /Под ред. Князева Б.Н., М., 1985;

18. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии», М. 96;

19. Ромадина Л.П. Справочник завуча «Современные требования к уроку» М. 2001;

20. Симакова Е.В. Изонить //Школа и производство,1995,№6

21. Симонов В.М. Педагогика, В.,2001.

22. Хейзинга И. «Человек играющий», М.-92;

23. Шмаков С. А. «Её величество игра», М.-92;

24. Штерн В. «Психология раннего детства», М.-93;

25. Эльконин Д. В. «Психология игры», М.-78.

Похожие работы на данную тему