Влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника

Название работы: Влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ТРЁХ- ПЯТИ ЛЕТ 4

1.1. Сферы развития личности дошкольника. 4

1.1.1. Эмоциональная сфера 4

1.1.2. Мотивационная сфера. 4

1.1.3. Сфера самосознания 5

1.2. Роль игры в развитии психики ребенка. 6

1.3. Развитие психических функций в дошкольном возрасте 7

1.3.1. Восприятие 7

1.3.2. Память. 8

1.3.3. Мышление и восприятие 8

1.3.4. Речь. 9

1.4. Общие закономерности психического развития ребенка 10

1.5. Воспитание как фактор воздействия на формирование личности 12

1.5.1. Цели воспитания 12

1.5.2. Концепции воспитания дошкольников 15

1.5.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников 19

ГЛАВА II. НЕГАТИВНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТЕ ТРЁХ – ПЯТИ ЛЕТ 22

2.1. Агрессивность и упрямство как факторы, возникающие в процессе формирования личности 22

2.2. Феномен непослушания 27

2.3. Эмоциональная неуравновешенность 29

2.4. Неврозы в структуре формирования личности 30

2.4.1. Невроз страха. 34

2.4.2. Неврастения. 35

2.4.3. Истерический невроз. 36

2.4.5. Невроз навязчивых состояний. 37

2.5. Эгоизм и эгоцентризм дошкольника 40

2.6. Сквернословие в структуре формирования личности 43

2.7. Ложь в структуре формирования личности 45

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТРАХОВ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. 50

3.1. Описание экспериментального исследования. 50

3.2. Описание методического аппарата исследования 51

3.3. Ход экспериментального исследования и анализ результатов. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 72

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что изучение психологических особенностей поведения дошкольников является чрезвычайно актуальной современной проблемой. Это обусловлено общим ростом категорий насильственных преступлений в современных условиях и, соответственно, ростом числа пострадавших. Ряд исследователей (Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мухина В.С., Раттер М.), занимающихся определением основных закономерностей поведения человека, отмечают, что поведение дошкольника имеет свои специфические особенности.

Изучение поведения дошкольников в основном осуществлялось в аспекте исследования процесса развития личности ребенка. Проведенные исследования показали, что при определении основных методов воспитания и обучения ребенка недостаточно изучение поведения ребенка. Действия ребенка и воспитателя, родителей в определенной мере взаимообусловлены, что требует рассмотрения их поведения в едином пространстве.

Целью данной дипломной работы является анализ формирования личности в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Выявить специфику формирования личности ребёнка трёх- пяти лет.

3. Проанализировать негативный аспект формирования личности в возрасте трёх – пяти лет.

4. Провести эмпирическое исследование влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника.

5. Сформулировать итоговые выводы и рекомендации действий психолога, направленных на коррекцию негативных личностных проявлений процесса формирования личности у дошкольников.

Предмет данного дипломного исследования: формирование личности в дошкольном возрасте и уровень развития страхов у детей дошкольного возраста.

Объект данного дипломного исследования: две количественно идентичные группы по 14 испытуемых, по гендерному признаку эквивалентные (по 7 мальчиков и 7 девочек), разделение которых производилось на основе воспитания ребёнка в полной либо неполной семье (первая группа – ребёнок воспитывается в полной семье, вторая группа – ребёнок воспитывается матерью, находящаяся в разводе с отцом, причём отсутствует лицо, заменяющее отца) и возрасту (3-5 лет).

Методический аппарат исследования:

1. Метод теоретического анализа литературы.

2. Метод математической обработки данных.

3. Методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы».

4. Методика «Рисунок несуществующего животного».

Нами была высказана следующая рабочая гипотеза: развитие страхов у детей дошкольного возраста проявляется ярче в случае воспитания ребёнка в неполной семье. С целью проверки рабочей гипотезы по итогам анализа личных дел и интервью нами было проведено разделение рабочей группы исследования из 28 дошкольников на две количественно идентичные (по 14 человек) в зависимости от воспитания ребёнка в полной либо неполной семье (первая группа – ребёнок воспитывается в полной семье, вторая группа – ребёнок воспитывается матерью, находящаяся в разводе с отцом, причём отсутствует лицо, заменяющее отца).

Итак, переходим к анализу тематики данного дипломного исследования.

Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огор¬чить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который ката¬ется по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не вы¬сохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подоб¬ное поведение детей совершенно нормально.

Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, сов¬сем как у нас. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назав¬тра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью или переездом на но¬вое место, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату... Другими словами, мы понимаем, что его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного об¬стоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ре¬бенку избавиться от него, часто бывает, что чувства ма¬лыша вызывают у нас полное недоумение.

Факт тот, что никто не в силах полностью объяснить подобную эмоциональную неуравновешенность детей. Поэтому до тех пор, пока плохое настроение не затяги¬вается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном со¬стоянии или с ним происходят резкие и неожиданные пе¬ремены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, специалист сможет объяс¬нить, как нам следует поступать. Если, напротив, все в порядке, он успокоит нас, и мы перестанем тревожи¬ться. А вообще лучше не придавать слишком большого зна¬чения переменам его настроения и позволить ребенку са¬мостоятельно обрести эмоциональную стабильность[12].

2.4. Неврозы в структуре формирования личности

Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова [5] к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учебн. пособие - изд.2-е перераб. и доп.- М., 2001.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., М., 1999.

3. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. М., 1999.

4. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию. 1998.

5. Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н. Давидчук и др. М., 2000.

6. Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма.- Ташкент, 1999,

7. Белкина В. Н. Психология раннего и до¬школьного детства.- М., 2000.

8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспита¬ние. М., 2000.

9. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольни¬ков. М.,1998.

10. Бодалев А. А. Личность и общение.— М., 1993.

11. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М., Педагогика 1988г.

12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М. - 1968. - 464с.

13. Бойко Е. И. Время реакции человека. М.: Наука, 1994.

14. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1995.

15. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии.— М., 1996.

16. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика- М., 1996.

17. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие чувств дошкольника // Дошкольное воспита¬ние. 1999 №7

18. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.

19. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М„ 1993.

20. Воспитание детей в игре / Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. М., 1993.

21. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. М., 1994.

22. Гамезо В.М. Домашенко И.А. Атлас по психологии: М.:,1999.

23. Гарбузов В. И. Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом.— М., 2000

24. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение.— М., 1997.

25. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб.:1994.

26. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного твор¬чества. М.,1996.

27. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1996.

28. Денисова 3. В. Механизмы эмоционально¬го поведения ребенка М., 2001

29. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб, 1997.

30. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. - М., 1986.

31. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. М., 1995.

32. Дубровина Л.М. Практическая психология образования. М.,1997.

33. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.

34. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Пси¬хическое развитие дошкольников. М., 2000

35. Закон РФ «Об образовании» (1992). М., 1996.

36. Запорожец А. В. Избранные психологичес¬кие труды. М., 1999

37. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.— М., 1998.

38. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.

39. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка 3-е изд. испр. Спб.,1997.

40. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Ростов-н/Д.,1997.

41. Иванова В. М. Игра как средство нравственного воспитания млад¬шего дошкольника в семье. - М., 1996.

42. Из детства в отрочество / Под ред. Т.Н. Дороновой. М., 1998.

43. Исаева Д. Н. Психопрофилактика в практике педиатра.— М., 2000.

44. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т. В. Ан¬тоновой. М., 1995.

45. Карвасарский Б. Д. Неврозы.— М., 1999.

46. Кириченко Е. И., Журба Л. Т. Клинико - патогенстическая дифференциация форм невропатии у детей раннего возраста. М., 1996

47. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.— М., 1999.

48. Козлова С. А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к со¬циальному миру. М.,1996.

49. Корнееда Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриоти¬ческом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст) - М., 1995.

50. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.

51. Крайг Д. «Психология развития»: СПб.,2000.

52. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., Просвещение 1990г.

53. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., 1990.

54. Левис Ш. Ребенок и стресс. - СПб., 1997.

55. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.

56. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных цен¬ностей. - Самара, 1997.

57. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

58. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М. 2000.

59. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. - М., 1987.

60. Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. М., 1994.

61. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1995.

62. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2000.

63. Программа и внутренний распорядок детского сада. М., 1999.

64. Развитие / Л. И. Вегнер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др. М., 1995.

65. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. /Под ред. А.С.Спиваковской. - М. - 1987. - 424с.

66. Сазыкин И.М. Психология дошкольного возраста. М., 2001.

67. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М. 1966. -149с.

68. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М., 1991.

69. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.

70. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1993.

71. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

72. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1993.

73. Флерша Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. М., 2001.

74. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. - М., 1981.

75. Яковлев И.А. Мир психологии. М., 1999.

Похожие работы на данную тему