Влияние страхов на процесс формирования личности дошкольника

Название работы: Влияние страхов на процесс формирования личности дошкольника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

92 стр.

Год сдачи:

2000 г.

Содержание:

Введение 4

Глава I. Вводный теоретический анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду 7

1.1. Общий обзор воспитательно – формирующего воздействия на личность дошкольника 7

1.1.1. Цели воспитания 7

1.1.2. Концепции воспитания дошкольников 11

1.1.3. Закономерности и принципы воспитания дошкольников 14

1.2. Феномен педагогического такта и его особенности 17

1.2.1. Основные признаки педагогического такта 17

1.2.2. Правила педагогического такта 18

1.3. Принципы воздействия на дошкольника в рамках педагогического такта 19

1.3.1. Опора на положительное 19

1.3.2. Гуманизация воспитания 21

1.3.3. Личностный подход 21

1.4. Тактичное воздействие на личность детей дошкольного возраста 24

1.4.1. Применение личностно-ориентированной технологии воздействия 24

1.4.2. Модели личностно-ориентированного образования 26

1.4.2.1. Модель, предложенная И.С. Якиманской. 26

1.4.2.2. Теоретическая модель личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской. 26

1.4.2.3. Личностно-ориентированная модель, предложенная в «Концепции дошкольного воспитания». 27

1.4.3. Психологическая деятельность в рамках педагогического такта по адаптации детей к детскому саду 29

Глава II. Составление теоретико – практической программы работы с детьми по оптимизации адаптации в детском саду 39

2.1. Обоснование работы по повышению адаптированности детей к социальному окружению в детском саду 39

2.2. Необходимые материалы 40

2.3. Алгоритм проведения занятий 42

2.3.1. Образ «Я». Развитие самовосприятия и самоощущений 42

2.3.2. Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми 58

Глава III. Эмпирическое исследование влияния страхов на процесс формирования личности дошкольника 68

3.1. Описание экспериментального исследования. 68

3.2. Описание методического аппарата исследования 69

3.2.1. Методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы». ( по Е.И. Рогову). 69

3.2.2. Методика «Несуществующее животное» 71

3.3. Ход экспериментального исследования и анализ результатов. 77

Заключение 80

Список литературы 83

Приложение 89

Выдержка:

Введение:

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что из всей совокупности взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует особо выделять педагогический такт.

Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога-воспитателя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Педагогический такт - соблюдение принципа меры в общении с людьми, позволяющее наиболее эффективно использовать средства психолого-педагогического воздействия при безусловном уважении к личности каждого из участников общения; важный элемент психологической культуры.

Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии партнера (клиента, собеседника, подчиненного и т.д.); в жизни реализуется в самых разнообразных формах - в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости. Педагико - педагогический такт, особенно важен во взаимоотношениях социального работника с клиентами, руководителя с подчиненными.

Глава 3:

Для диагностики наличия страхов младших школьников нами была проведена методика «Диагностика эмоционально – аффективной сферы», описанная Е.И. Роговым в учебном издании «Настольная книга практического психолога».

Схема проведения:

В начале психологом задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься?»:

1. Когда остаешься один?

2. Заболеть?

3. Умереть?

4. Каких-то детей?

5. Кого-то из воспитателей?

6. Того, что они тебя накажут?

7. Бабу Ягу, Кащея бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча?

8. Страшных снов?

9. Темноты?

10. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

11. Машин, поездов, самолетов?

12. Бури, грозы, урагана, наводнения?

13. Когда очень высоко?

14. В маленькой тесной комнате, туалете?

15. Воды?

16. Огня, пожара?

17. Войны?

18. Врачей (кроме зубных)?

19. Крови?

20. Уколов?

21. Боли?

22. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?

На основе полученных ответов на перечисленные здесь вопросы, психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — есть важный показатель преневротического состояния. Таких детей следует, в первую очередь, относить к группе «риска» и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таких детей проконсультироваться у психоневролога).

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезни); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война); страхи смерти (своей); страхи животных и сказочных персонажей; страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутых пространств).

3.2.2. Методика «Несуществующее животное»

Для диагностики наличия страхов младших школьников нами также была проведена методика «Несуществующее животное».

Схема проведения:

Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

Детям даётся следующая инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Показатели и интерпретация.

Заключение:

Целью данной дипломной работы выступал анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.

Были реализованы следующие задачи:

1. Провести подбор литературы по данной тематике.

2. Провести вводный теоретический анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.

3. Провести составление теоретико – практической программы работы с детьми по оптимизации адаптации в детском саду.

4. Провести эмпирическое исследование влияния экспериментальной программы, основанной на педагогическом такте, на страхи дошкольников с целью оптимизации адаптации к детскому саду.

Предметом исследования был анализ педагогического такта воспитателя как необходимого условия социальной адаптации ребёнка к детскому саду.

Объектом исследования выступали дети дошкольного возраста в процессе социальной адаптации к детскому саду под воздействием педагогического такта.

И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними. Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий педагога-воспитателя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.

Похожие работы на данную тему