Взаимосвязь темперамента с личностными особенностями

Название работы: Взаимосвязь темперамента с личностными особенностями

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

80 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение 2

Глава 1. Систематизация различных концепций о темпераменте. 5

1.1. Понятие о темпераменте. 5

1.2. Современные исследования темперамента. 11

1.3. Типы личности 21

1.3.1. Типология личности по К.Г. Юнгу. 21

1.3.2. Типология личности по Майерс-Бриггс и Гансу Айзенку 23

1.3.3. Типы личности и взаимопонимание между людьми 25

Глава 2. Практическое исследование социальной фобии среди молодежи на фоне нарастающей информационной индустрии и избытка коммуникативного воздействия 30

2.1 Цели и задачи обследования 30

2.2 Организация и содержание обследования 31

2.3 Результаты обследования и выводы 38

2.4. Выводы 47

Заключение. 49

Библиография 51

Приложения 53

Выдержка:

Введение

Актуальность темы.

Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения этого понятия. В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень разные особенности.

Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты "ненужной традицией старой и нелепой выдумки". А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что "учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век".

При изучении теории темперамента нельзя исходить из какого-либо определенного понятия, обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Понятие темперамента должно быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуальных психических особенностей.

Темперамент и его свойства как составная часть личности во многих аспектах определяют линию поведения человека. Поэтому данная работа предполагает изучить возможные сочетания свойств личности и темперамента - портреты личностей, которые можно было бы использовать при профессиональном отборе для работы в условиях повышенной напряженности по временным и психологическим факторам.

Предмет исследования: темперамент человека.

Объект исследования: взрослые испытуемые в возрасте от 18 до 45 лет.

Цель исследования: провести изучение особенностей темперамента и личности.

Гипотеза исследования:

Испытуемые с темпераментами "холерик" и "сангвиник" - в своём большинстве общительные, экстравертируемые типы личности, которые характеризуются направленностью на внешний мир, высокой адаптивностью, легкостью завязывания отношений, решительностью в поступках, инициативностью.

Испытуемые с темпераментами "меланхолик" и "флегматик" имеют неадекватно высокий уровень нейротизма, что говорит о склонности воспринимать ими большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги и нервно-психической дезадаптации. Это мешает адекватно оценивать реальность и правильно планировать свои действия. Также это может указывать на наличие стрессоров в их жизни. Таким образом, можно говорить об эмоциональной неустойчивости, а в некоторых случаях и об эмоциональной дезорганизации.

Задачи исследования:

1) провести обзор литературы по проблеме;

2) провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязей между личностными особенностями и темпераментом;

3) обработать результаты исследования и сформулировать выводы.

Для подтверждения гипотезы были использованы следующие психодиагностические методики:

1) тревожность: тест Тэммла, Дорки, Амена; тест Спилбергера; тест Филипса.

2) акцентуация: патохарактерологический диагностический опросник Личко; тест Шмишека.

3) темперамент: тест Айзенка.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые особенности личности человека изучаются во взаимосвязи с типом темперамента.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Названия глав отражают их содержание.

2.4. Выводы

Испытуемые обнаружили следующие личностные черты:

А) экстраверсия – т.е. общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Б) Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

1) Бойко Е.И. Время реакции человека. - М.: Медицина, 2004. - 440 с.

2) Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. Учебное пособие для вузов – М.: ЧеРо, 2001.

3) Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб: Свет, 1999.

4) Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 2002.

5) Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2000.

6) Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа, 2004.

7) Макаренко Н.В. Психофизиологические функции человека. - К.: Наукова Думка, 2001. - 216 с.

8) Мельник В. С. В сб. "Очерк теории темперамента", изд.2. Пермское книжное издательство, 1999.

9) Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. В кн. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3—18.

10) Небылицын В.Д. Темперамент. В кн. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 2002.

11) Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 1999.

12) Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 2002 .

13) Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М., 2002.

14) Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других, М., изд. «АСТ-Пресс Книга», 2001 г. С. 174-185.

15) Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002 .

16) Психология Под ред. В. А.Крутецкого М.: Просвещение, 1999.

17) Психология Под ред. П. А. Рудика М. Физкультура и спорт, 1999.

18) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999.

19) Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал. 2002. -№2

20) Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1999.

21) Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс,2000

22) Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1999.

23) Суворов Н.Ф., Таиров О.П. Психофизиологические механизмы избирательного внимания. - Л.: Изд-во Наука, 2003. - 287 с.

24) Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1999.

25) Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1999.

Похожие работы на данную тему