Исследовательская деятельность старшеклассников как средство развития универсальных учебных действий

Название работы: Исследовательская деятельность старшеклассников как средство развития универсальных учебных действий

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Педагогика

Страниц:

13 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

1.Понятие исследовательской деятельности учащихся 5

2.Организация исследовательской деятельности 7

3.Методы исследовательской деятельности 9

4.Взаимовлияние уровня развития познавательных способностей и проектно-исследовательской деятельности 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

Выдержка:

Введение:

Исследовательская и проектная деятельность входят в учебный процесс российской школы. Интерес практиков к организации исследовательской работы школьников - не праздный отклик на модное течение в педагогике, он вполне прагматичен, потому что в первые годы жизни мозг ребёнка создаёт около половины основных соединений между клетками мозга - тех самых путей, на которых в дальнейшем и будет основываться процесс обучения. Исследование, даже самое маленькое, но самостоятельное, значительно ускоряет процесс создания этих связей. Так как время для формирования базисных нейронных сетей небезгранично, то стремление педагогов и родителей сделать за отведённый природой интервал времени максимум возможного является и оправданным, и целесообразным.

Необходимость организации и са¬мого широкого использования раз¬ных видов исследовательской дея¬тельности детей в школьном обу¬чении никаких сомнений не вызы¬вает, и вопроса «зачем» не суще¬ствует. Дж. Брунер суммировал выработанный исследовательский подход к обучению в виде нескольких основных утверждений-принципов:

-в содержании предмета необхо¬димо выделять ведущие, стержне¬вые понятия - это делает пред¬мет более доступным;

-изучение материала надо пронизывать соотнесением частных фактов с познава¬тельными структурами, схемами;

-процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познава¬тельной деятельности, значимыми и за пре¬делами конкретного содержания;

Глава 4:

«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» - эти слова Л.Н.Толстого [6,45] еще раз убеждают и в том, что умственные способности развиваются в процессе мышления. Отсюда по мнению Т. Эдисона «важнейшая задача цивилизации научить человека мыслить» [6,45]. В контексте реализации идеи опережающего развития системы образования в соответствии с потребностями общества необходимо создавать предпосылки для многостороннего развития учащихся и воспитания их интеллектуальной инициативы [4].

В этой связи для учащихся может быть организована работа в проблемных группах, использоваться реферативные формы учебно-исследовательской деятельности (самостоятельное определение темы, отбор и структурирование материала, составление заданий), проводиться уроки-исследования. Активизация творческой работы, развитие логического и образного мышления обеспечивают успешность в изучении предметов основных образовательных областей. Учащиеся овладевают содержанием образования через личностно-ориентированное обучение, осуществляемое в рамках индивидуально-ориентированного плана [4]. Идея такого плана сводится к тому, чтобы, не снижая уровня образовательного стандарта, сделать обучение широким, вводящим школьника в мир культуры, но при этом оно ориентировано на их индивидуальные способности и помогает развивать уникальное в личности каждого [3].

При таком обучении имеется три подхода: в одном случае достаточно иметь знания на уровне представления о сущности явления; в другом - для продолжения общего и дополнительного образования необходимо знание количественных закономерностей; в третьем - с учетом первых двух выделяется их репродуктивный компонент (накопление информации базы данных). Но это относится не столько к характеру учебного материала, сколько к способу его изучения, ориентированного на развитие индивидуальных способностей учащихся.

Комбинация этих образовательных подходов обеспечивает разноуровневые подходы в обучении. Выбор варианта остается за учителем и учеником. Учитель помогает учащимся определять, на каком уровне необходимо знание предмета.

Заключение:

Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями под руководством ученых, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам. Исследовательская деятельность школьников не альтернатива школьной программе, а, наоборот, тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.

Что надо сделать, чтобы дети не теряли дара исследователя и творца? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И, главное, как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования подрастающего поколения, приводящая к обретению самостоятельного мышления? Один из путей решения этих проблем я вижу в организации исследовательской деятельности.

Творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной из главных целей современной школы - воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Думаю, такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в каждом образовательном учреждении.

Желание современных педагогов приблизить учебную деятельность к познавательной, а в некоторых случаях и заменить одно на другое, постепенно становится реальностью. Универсальным инструментом для осуществления указанных действий может послужить обращение к исследовательским методам. «В исследовательском методе (методе исканий) в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом»[1,81].

Похожие работы на данную тему