Особенности и методика развитие речи у детей раннего возраста

Название работы: Особенности и методика развитие речи у детей раннего возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Педагогика

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Развитие речи детей раннего возраста 4

Организация и методы исследования уровня развития речи детей раннего возраста 13

Заключение 18

Список литературы 20

Выдержка:

Введение

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Организация и методы исследования уровня развития речи детей раннего возраста

В данном разделе мы рассмотри несколько исследований развития речи детей раннего возраста.

Интересным на наш взгляд является исследование Развития речи у русских детей на протяжении первых трех лет жизни проведенное Е.Е. Ляксо на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

Проводимое исследование направлено на решение проблемы соотношения эпигенеза и социогенеза в раннем речевом развитии ребенка. В рамках указанной проблемы конкретной задачей исследования явилось изучение последовательности формирования дифференциальных признаков, обеспечивающих информативную начальную достаточность речевого сообщения ребенка на протяжении первых трех лет жизни.

С этой целью осуществлена лонгитюдная регистрация звуковых сигналов 5 детей с 3-го по 36-ой о месяцы жизни и 20 детей на протяжении 12-и месяцев жизни (с интервалом раз в три месяца). В исследовании использовали 5-и минутные ситуации естественного взаимодействия матери и ребенка и модельные ситуации: «лицом к лицу», «игра», «чтение», с определенной их модификацией в зависимости от возраста ребенка и уровня его когнитивного развития. Психомоторное развитие ребенка в возрасте от 0 до 1 г 3 мес. раз в три месяца оценивали по опроснику "KID – шкала", от 1 г 3 мес. до 3лет 6 мес. –по тесту “RCDI”

Обобщенные данные исследования.

Список литературы

1. Бахарева К. С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста 2009. 224 стр.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: От рождения до школы. 4-е изд. Спб.: Питер, 2009, 240 стр.

3. Галигузова Л.Н. , Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 стр.

4. Демина Е. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Изд: ТЦ Сфера, 2008. 192 стр.

5. Закревская О. В. Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Изд: ГНОМ и Д, 2008. 80 стр.

6. Куликовская Т. А. Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников.Изд: АСТ, Астрель, 2009. 251 стр.

7. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Изд: Детство-Пресс, 2008. 32 стр.

8. Развитие речи и творчества дошкольников: традиции и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-ию Ф. А. Сохина. – Рязань: Ряз. обл. ин-т развития образования, 2008. 319 стр.

9. Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 11. – С. 50-56.

10. Ушакова О. С.Программа развития речи дошкольников. Изд: ТЦ Сфера, 2009. 56 стр.

11. Ляксо Е.Е. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РУССКИХ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ // электронный источник http://www.ksu.ru/ss/cogsci04/science/cogsci04/146.doc

12. Белогай К. Н. , Сонина Н.А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами. // Материалы конференции "Л.И. Божович и современная психология личности", http://psyjournals.ru/articles/d8728.shtml.

Похожие работы на данную тему