Введение
Актуальность проблемы исследования. В социальной сфере возрос интерес не только к проблемам развития теории и практики социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям и качественным характеристикам. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы профессиональной социализации, профессиональной идентичности социальных работников.
Проблема профессионального становления стала актуальной в начале XX в. Промышленная революция привела к переосмыслению концепции профессионализации личности. Основой профессионального становления стали считать взаимодействие личности и профессии.
По утверждению академика И. В. Бестужева-Лады, социальная работа в России в обозримой перспективе (на ближайшие десятилетия) будет занимать до 80 % рабочего времени общества . Эти тенденции заставляют по-новому рассматривать роль и значение социальной работы в жизни общества, что вызывает необходимость подготовки профессиональных кадров для социальной сферы. Таким образом, профессиональная социальная работа – один из новых вариантов ответа на требования современных условий российской действительности.
Между тем анализ кадровой ситуации в социальной сфере свидетельствует о недостаточной эффективности процесса профессиональной социализации. Это зависит от многих факторов – неадекватных финансовых ресурсов на разных уровнях власти, негативно влияющих на качество услуг и мотивацию кадрового состава; несовершенство профессиональной подготовки будущих специалистов; отсутствия отработанных государственных механизмов социального заказа на подготовку специалистов, трудоустройство и адаптацию в профессии.
..............................
Глава 1: Теоретико-методологические подходы к изучению профессионального развития
1.1 Основные психолого-социологические подходы профессионального развития
Личность – это целостная, устойчивая индивидуально-своеобразная, социально-типичная организация сознания, определяющая типичный, творческий, активный характер человека и имеющая социальную значимость для общества (Мерлин В.С.). Благодаря особой организации сознания, человек в соответствии со своими потребностями, взглядами, убеждениями воздействует на окружающую действительность, что определяет сознательный, рефлексивный характер его воздействий .
Профессиональная деятельность овладевает человеком, «захватывая» при этом не только его профессиональные качества (способности), но и его личностные свойства. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала. При этом специалист становится, зависим от своих профессиональных знаний. Е.А.Климов считает, что профессия это образ жизни, и образ мыслей, и стереотипы восприятия мира и социальный тип человека .
..............................
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Наука, 1989. - 180 с.
2. Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы занятости в России / И.В. Бестужев-Лада. – М., 1998. – 392 с.
3. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала: Сборник научных трудов. - М.: Институт психологии АН СССР. - 1991. - С. 3-26
4. Бойчинская К.К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого // В кн.: Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь). - М.: Наук, 1990. - С.71-81
..............................