История психологического изучения личностных ценностей или ценностей личности

Название работы: История психологического изучения личностных ценностей или ценностей личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

23 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ 4

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 13

4. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Выдержка:

Введение:

Проблема ценностей и ценностных ориентации явля¬ется предметом изучения ряда наук о человеке и обще¬стве, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики.

Ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие са¬мим объектам. Они являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивиду¬ального изменения, возникающего в результате истори¬ческих, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые по¬являются по мере того, как социальные общности разви¬ваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

Вот почему проблема истории психологического изучения ценностей личности является актуальной.

Целью работы является исследование истории психологического изучения ценностей личности.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

1. Дать определение понятиям «ценности» и «ценностные ориентации».

2. Охарактеризовать основные направления исследования ценностей в зарубежной психологии.

3. Описать подходы к изучению ценностей в отечественной психологии.

4. Проанализировать методики изучения ценностей личности.

Объектом исследования являются ценности личности.

Предмет исследования – история психологического изучения ценностей личности.

Основным методом исследования является теоретический анализ литературы.

Глава 4:

Ему же принадлежит первая теоретически обоснован¬ная методика изучения ценностей. Она получила широ¬кое распространение как в зарубежных, так и в отечест¬венных исследованиях данной проблемы.

Методика была создана в 1973 г. и называлась «Rokeach Value Survey» (RVS) — «Опросник ценностей Рокича». Она основыва¬лась на приеме прямого ранжирования списков ценнос¬тей.

Опросник ценностей Рокича (ОЦР) был задуман как всесторонний и в то же время избегающий избыточности. Респонденты ранжировали два списка ценностей, по 18 ценностей в каждом, в соответствии с их значимостью.

Процедура ранжирования в этом опроснике многими критиковалась. Последующие исследователи или стандар¬тизировали ранги, или использовали вместо этого оцени¬вание каждой ценности.

Помимо споров о теоретическом обосновании мето¬дики Рокича существенным ее недостатком является подверженность влиянию социальной желательности.

К достоинствам методики относят универсальность, удобство и экономичность, как проведения, так и обработ¬ки результатов, гибкость, то есть возможность варьировать стимульный материал и инструкции.

Помимо этого разрабатывались методики, основанные на понятиях индивидуализма — коллективизма.

Индивиду¬ализм — коллективизм, как он был сформулирован Хофстедом, — это понятие, характеризующее соци¬альную культуру и не являющееся атрибутом индивидов. Однако многие исследователи перенесли это понятие на уровень оценки индивидуальных различий, сделав лич¬ностной переменной и определив его как степень, в ко¬торой индивид одобряет ценности, нормы и установки, связанные с индивидуализмом или коллективизмом культуры. Эти исследователи стремились выделить одну ось измерения, которая бы отличала индивидуалистов и коллективистов. Главная особенность данного парамет¬ра измерения — это тенденция давать приоритет личным или внутригрупповым интересам, ценить независимость, эмоциональную обособленность, личные достижения и соревнование в противовес взаимозависимости, эмоцио¬нальной близости, групповым достижениям и коопера¬ции.

Для измерения этой переменной было разработано не¬сколько инструментов. Триандис и его коллеги разработа¬ли шкалу установки, состоящую из 21 пункта, которую они использовали в исследовании студентов в девяти стра¬нах и позже еще в десяти странах. Факторный анализ получен¬ных данных показал, что индивидуализм — коллективизм представляет собой скорее многомерное понятие, чем уни¬тарную, биполярную ось измерения.

Методики исследования ценностей и ценностных ори¬ентации, используемые в отечественной практике, пред¬ставляют собой или модификации методики Рокича, или яв¬ляются авторскими. Они имеют значительные различия в измеряемых параметрах в зависимости от области при¬менения, возраста, социальной категории испытуемых и т. д.

Адаптация теста Рокича на русский язык была прове¬дена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В. А. Ядовым. В процессе адаптации список терминальных ценностей был сущест¬венно изменен — отчасти по культурным, отчасти по по¬литическим причинам.

Получила известность и диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест. Имен¬но в понятиях ценностных ориентации интерпретирова¬лись результаты по методике Рокича при проведении оте¬чественных исследований.

Адаптированный вариант методики Рокича много¬кратно публиковался в разных изданиях, широко исполь¬зовался и до сих пор используется в отечественных иссле¬дованиях ценностей и ценностных ориентации.

Одной из известных методик изучения ценностных ориентации является «Опросник терминальных ценнос¬тей» («ОТеЦ») И.Г. Сенина. Опросник направлен на вы¬явление основных ценностных ориентации и жизненных устремлений личности, значимости различных сфер жиз¬недеятельности.

Г.Е. Леевик выделяет следующие типы ценностей: ориентация на труд, на общение, на познание, на общест¬венно полезный труд, на материальные ценности, на разви¬тие деловых качеств, на развитие нравственных качеств, на развитие волевых качеств, на развитие моральных ка¬честв.

Многие отечественные методики имеют разные типы шкал и параметры измерения, часто используется раз¬личная терминология: ориентация на ценности, ценно¬стные ориентации, смысложизненные ориентации, ценнос¬ти и т. д.

«Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) был раз¬работан Д.А. Леонтьевым. Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, который был создан на основе концеп¬ции В. Франкла. Наряду с общим показателем осмысленно¬сти жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации: цели в жизни, процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативность жизни (или удов¬летворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля: локус контроля — Я (Я — хозяин жизни) и локус контроля — жизнь (управляемость жизни).

Заключение:

Наше исследование посвящено изучению истории психологического изучения ценностей личности.

Ценности личности и ценностные ориентации обычно рассмат¬риваются как индивидуальные формы репрезентации об¬щественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей.

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и по¬нятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характе¬ристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребляется как понятие ценностная ориен¬тация, так и понятие ценность.

Выделяются следующие черты, которые присущи ценностям:

1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашива¬ются им.

2. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует до¬стижению этих целей (например, честность, склонность к помощи).

3. Ценности не ограничены определенными действи¬ями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послуша¬ние, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

4. Ценности выступают как стандарты, которые руко¬водят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

5. Ценности упорядочены по важности относитель¬но друг друга. Упорядоченный набор ценностей форми¬рует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

Целесообразно различать ценности двух типов:

1) ценности общества и социальных групп (социаль¬ные ценности);

2) ценности личности (индивидуальные ценности).

Ранние работы по изучению ценностей в зарубежной психологии относятся исследованиям В. Дильтея, А. Мейнонга, X. Эренфельса, И. Крейбига, Э. Толмена, Дж. Роттера, З. Фрейда, А. Адлера, Э. Фромма.

Наибольшую значимость ценностные ориентации получили в работах представителей гуманистической и экзистенциальной психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и В. Франкла.

Одним из наиболее распространенных подходов к изу¬чению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича.

Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности — это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального сущест¬вования с личной и общественной точек зрения заслужи¬вают того, чтобы к ним стремиться.

Похожие работы на данную тему