ВВЕДЕНИЕ
Занимаясь вопросами восприятия новой информации на уроках истории 5 – классников, нам необходимо обратить наше внимание на следующие аспекты:
• Как подать информацию.
• Формы обучения.
• Психологический аспект восприятия новой информации в данном возрасте.
Актуальность данной проблематики исследования обусловлена усилением внимания общества к проблеме эффективного развития детей. Меняются формы обучения, парадигмы, в логики которых работают учителя. Мы сталкиваемся не только с проблемой восприятия и адаптации детей к новым формам обучения, но и с проблемой нового подхода к преподанию материала.
Работа в школе предполагает сложную коммуникацию учителя с учеником. Если мы будем опираться на психологические особенности детей, составляя программу обучения и формируя новые методики обучения, то нам будет проще стать ближе к миру детей, которым мы хотим преподнести новую информацию.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Взгляды зарубежных психологов
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей общения было проведено в 1938 г. немецким психологом Куртом Левином. В этом исследовании была выведена классификация стилей общения, которую принято использовать и в наши дни:
• Авторитарный
• Демократический
• Попустительский
В ходе эксперимента К. Левин создал из десятилетних школьников несколько групп («кружков»). Ребята в этих группах занимались одинаковой работой -- изготовлением игрушек. В целях необходимой чистоты эксперимента группы были совершенно идентичны по возрастному критерию, по физическим и интеллектуальным данным участников, по структуре межличностных отношений и т.д. Все группы работали, кроме того, в одних и тех же условиях, по общей программе, выполняли одно и то же задание. Единственным важным отличием, варьируемой переменной, было существенное различие инструкторов, т.е. преподавателей. Разница была в стилях руководства: преподаватели придерживались кто авторитарного, кто демократического, а кто попустительского стиля. Каждый из них работал с одной группой шесть недель, а затем осуществлялся обмен группами. Потом работа продолжалась еще в течение шести недель, и затем новый переход в другую группу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
2. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
3. Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
5. Л. С. Выготский. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб, 1997.
6. Л. Ф. Обухова. Возрастная психология; Изд. ''Роспедагенство''; М., 1996.
7. Р.Ю. Виппер. История древнего мира. Изд. «Республика»; М., 1993 г.