Формирование фонетических, произносительных и ритмико-интонационных навыков на начальном этапе овладения англоязычной речью

Название работы: Формирование фонетических, произносительных и ритмико-интонационных навыков на начальном этапе овладения англоязычной речью

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Лингвистика

Страниц:

62 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава первая 9

Изучение особенностей формирования фонетических и произносительных навыков на начальном этапе овладения англоязычной речью 9

1.1. Цели и содержание обучения английскому языку 9

1.2. Особенности обучения английскому языку в начальной школе 13

1.3. Принципы формирования фонетических 16

и произносительных навыков 16

Выводы по первой главе 24

Глава вторая Опытное обучение по взаимосвязанному формированию фонетических навыков на уроках английского языка 28

2.1. Разработка основных типов и видов упражнений для обучения фонетическим навыкам на уроках английского языка 28

2.2 Проверка на эффективность разработанных упражнений 32

2.2.1.Формирование фонетических навыков с использованием ИКТ 33

2.2.2. Формирование фонетических навыков с использованием стихотворно-песенного метода 39

2.2.3. Формирование фонетических навыков с использованием игр 42

2.3 Методические рекомендации для учителей школы по использованию эффективных приемов формирования фонетических навыков 45

Выводы по второй главе 47

Заключение 49

Список использованной литературы 53

Приложение 1 56

Приложение 2 59

Приложение 3 62

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования. В условиях гуманизации общества, приобщения детей к культурному наследию своего и других народом, формирования коммуникативной компетенции при непрерывном систематическом обучении иностранному языку в общеобразовательных школах возникли предпосылки кардинального изменения системы обучения иностранным языкам в массовых школах на современном этапе развития страны. Одним из наиболее перспективных направлений в области обучения иностранному языку в последние годы признается раннее обучение в средней общеобразовательной школе, которое имеет большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения изучения в основной школе, способствует становлению личности младшего школьника.

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (начального образования) основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Возрастающий интерес к проблеме эффективного обучения английскому языку в начальной школе связан с тем, что именно в начальной школе закладываются основы овладения иностранным языком, развитие коммуникативных умений учащихся в различных видах речевой деятельности, уделяя большое внимание формированию навыков владения языковым и речевым материалом.

На этапе обновления содержания обучения иностранным языкам, решая проблемы повышения эффективности обучения английскому языку на начальном этапе может способствовать высокая мотивация, которая ведет к высокой степени коммуникативной компетенции учащихся, достижение которой во многом зависит от того, насколько интересным и эмоциональным будет построен урок, какими методиками и приемами оперирует учитель при достижении поставленной цели, от профессиональной компетенции самого учителя, а также единая, построенная на комплексном подходе обучения англоязычной речи, система обучения.

Сегодня, когда достаточно широко и подробно изучается коммуникативный подход обучения младших школьников англоязычной речи, подготовлена серия нормативных и методических документов, регулирующих процесс образования по иностранным языкам, разработаны многочисленные методики обучения английскому языку в начальной школе возникают вопросы, связанные с выбором методов и приемов для решения проблемы повышения эффективности обучения англоязычной речи на начальном этапе.

Глава 2:

Как уже было ранее сказано, дети делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиалами хорошо воспринимается музыка и песни, а если песни сопровождаются движениями, то они легко запоминаются кинестетиками. Если к сюжету песни используется картинка, то материал хорошо усваивается визуалами. Такая подача материала помогает развивать у младших школьников канал восприятия (Приложение 3).

Английская песня - прекрасное методическое средство для формирования фонетических, произносительных и ритмико-интонационных навыков, а также первичных знаний о другой культуре. Песня используется для различных целей, в том числе:

1. Для формирования фонетических навыков: умения слышать звуки и воспроизводить их во фразе, отличать мелодический рисунок фразы родного языка от иностранного. Этот вид работы важен особенно тогда, когда мало учебного времени для постановки произносительных навыков, интонирования фразы. При использовании песенного материала можно использовать следующие приемы и виды работы:

- аудирование песни и классификация слов в зависимости от услышанных звуков;

- предъявление звуков и отработка навыков их артикуляции;

- чтение отрывков текста песен, где встречаются изучаемые звуки;

- размещение звука в продиктованные фразы и написание этих фраз.

Известно, что знакомство учащихся с многочисленными правилами чтения буквосочетаний, гласных в ударном или безударном слоге, чтением согласных и т.д. является одной из самых важных и в тоже время трудной задачей. Принимая во внимание психологические и возрастные особенности учащихся, нами был подобран песенный материал при обучении правилам чтения гласных в ударном слоге.

Работа с представленным песенным материалом проходило в несколько этапов.

1) прослушивание песни на пленке;

2) повторное прослушивание при наглядном графическом изображении на доске;

3) повторение за учителем по строчке;

4) заполнение таблицы «Правила чтения гласных в ударном слоге»;

5) хоровое воспроизведение разученной песни (Приложение 2).

2. Для релаксации. Известно, что младшие школьники быстро устают и им необходимо отдыхать. Фонетическая зарядка может стать своеобразным моментом релаксации, при котором учащиеся и отдыхают и повторяют стишки и песенки, тем самым отрабатывают интонацию речевых образцов или повторяют какие-либо звуки.

Например, в виде физкультминутки нами были использованы следующие стихи и песенки, которые учащиеся сопровождали движениями.

На отработку и повторение интонации повелительного наклонения использовалось следующее стихотворение.

Hands up! (Поднимает руки вверх),

Hands down! (Опускает руки),

Hands on hips! (Ставит руки на пояс),

Sit down! (Садится),

Stand up! (Встает),

Turn to left! (Поворачивается на лево),

Turn to the right! (Поворачивается на право)

One, two, three, hop! (Хлопает в ладоши)

One, two, three stop!

Как фонетическая зарядка на середине урока для того, чтобы снять усталость у школьников после мыслительной деятельности, нами было предложено проинсценировать и пропеть стихотворение «In a Cottage» на мотив «У оленя дом большой».

In a cottage in a wood (Скрещивает руки над головой виде домика)

A little old man at the window stood (Одну руку ставит перпендикулярно другой руке, изображая окно)

Saw a rabbit hopping slow (Прикладывает руки к глазам видя бинокля)

Tapping at the door.(Стучит)

«Help me, help me, help me,» he said, (Складывает руки ладошками перед собой)

«Or the Hunter will shoot me dead!» (Сжимает руку в кулак оставляя большой палец и показывает за спину)

«Come, little rabbit, stay with me, (Машет ладонью правой руки, изображая жестом приглашение)

Happy you will be». (Обеими руками изображает жест дружбы).

Следующая рифмовка предлагалась нами также как момент релаксации. Рифмовка сначала обыгрывалась учителем, произнося ее отчетливо и демонстрируя правильное интонационное и ритмическое оформление, расстановку, дыхание и ударение. Затем каждому ученику предлагалось по цепочке произнести по одной строчке, соблюдая правильную интонацию. Затем все учащиеся и учитель поют и изображают рифмованное стихотворение на мотив песенки про алфавит.

I am a little teapot (Показывает рукой на себя)

Short and stout (Приседает, обводит руками вокруг себя, указывая тем самым на полноту)

Here is my handle (Левая рука на поясе)

Here is my spout (Правая рука согнута и отведена в сторону)

When the tea is ready (Машет рукой над головой)

Give me a shout

Then tip me up (Наклоняется в бок)

And poor me out (Наклоняется ниже и ниже).

Заключение:

На современном этапе развития методики обучения иностранному языку формирование иноязычной компетенции является важнейшим назначением обучения иностранному языку. Приоритетным направлением в обучении иностранному языку остается коммуникативное направление.

Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку. Обучение на начальном этапе начинается с обучения основ, то есть со становления фонетических, произносительных и ритмико-интонационных навыков. В основе порождения и стимулирования обучения лежит мотив, то есть намерение учащегося участвовать в процессе обучения. От заинтересованности детей во многом зависит эффективность процесса обучения, достижения высоких результатов и усвоении программного материала в общеобразовательных школах.

В результате исследования методического материала установлено, что основными принципами обучения английскому языку является принцип коммуникативности, принцип учеты родного языка, принцип дифференциации и интеграции, принцип наглядности, принцип сознательности и активности.

Основными правилами принципа коммуникативности являются: возможность усвоения фонетического материала только при многократном его повторении, необходимость обеспечения учащихся достаточным количеством таких повторений; необходимость обеспечения активного участия каждого участника в тренировочном процессе; создавать психологически благоприятную атмосферу, располагая детей к прослушиванию и воспроизведению языкового материала.

Принцип учета родного языка предполагает возможность обучения произношению, учитывая артикуляционную базу и интонации родного языка, при этом показ общего и различного в произношении звуков помогает в овладении произношением. Принцип интеграции обучения английскому языку реализуется на уровне аудирования и говорения, которые являются средством формирования фонетических и произносительных навыков, так как по средствам аудирования младшие школьники учатся различать звуки, звукосочетания, слова и предложения английского языка, правильную интонацию и эмоциональную окраску слова, запоминать и узнавать новые слова в различных конструкциях, воспроизводить различные конструкции на репродуктивном и продуктивном уровне. Через говорение формирование произносительных навыков осуществляется с помощью структур и их лексическим наполнением. Принцип сознательности и активности предполагает обучение учащихся слушать и слышать, а также имитировать услышанное, формирование у учащихся фонематического слуха, навыков самоконтроля и самокоррекции.

Установлено, что при существовании артикуляторного, акустического и дифференцированного подходов к формированию фонетических и произносительных навыков, наиболее широко применяется дифференцированный подход, при котором обучение происходит по двум направлениям: звук – слово – речевой образец и предложение – слово – звук.

При формировании фонетических и произносительных навыков в методике используются имитативные (слушание образца и воспроизведение), аналитико-имитативные упражнения (описание артикуляции и имитацию; объяснение звуков, отличающиеся от звуков родного языка; анализ), специальные (фонетико-артикуляционные и фонетико-интонационные) и неспециальные.

В ходе апробации фонетических упражнений нами было установлено, что применение экспериментальных методов обучения английскому языку способствует эффективному формированию фонетических, произносительных и ритмико-интонационных навыков. Среди таких методов нами были апробированы метод использования ИКТ, стихотворно-песенный метод, метод игры.

Игры создают психологическую готовность к обучению, развивают фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, способствуют формированию фонетических навыков и навыков дифференциации звуков, отработке интонации в речевых конструкциях.

Использование в учебном процессе стихотворно-песенного материала в начальной школе является первой ступенькой к эффективному овладению англоязычной речью и имеет огромное значение для формирования фонетических и произносительных навыков. Стихи и песни способствуют формированию навыков слышать звуки и воспроизводить их во фразе, отличать мелодический рисунок фразы родного языка от иностранного, знакомству учащихся с многочисленными правилами чтения буквосочетаний, гласных в ударном или безударном слоге, чтением согласных и т.д.

Похожие работы на данную тему