Условия эффективной логопедической работы на этапе автоматизации звуков.

Название работы: Условия эффективной логопедической работы на этапе автоматизации звуков.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Педагогика

Страниц:

11 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Задачи этапа автоматизации звуков 4

2. Игровые приемы на этапе автоматизации звуков 8

Заключение 11

Список литературы 12

Выдержка:

Введение:

Этап автоматизации звуков логопедической практике – это этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук.

Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

Для автоматизации звука обычно используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Цель работы – рассмотреть условия эффективной логопедической работы на этапе автоматизации звуков.

Глава 2:

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.).

Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач [4]:

? пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

? расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

? повысить познавательную активность и работоспособность детей;

? активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

? плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

? увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах. Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - абстрактное понятие.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы

Заключение:

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Похожие работы на данную тему