Социальные компетенции дошкольника

Название работы: Социальные компетенции дошкольника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

36 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1 Социальное развитие в дошкольном возрасте 6

2 Понятие «социальной компетентности» в психолого-педагогической литературе 11

3 Анализ существующих программ и современных подходов 23

Заключение 32

Литература 34

Выдержка:

Введение:

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для начала фор-мирования многих базовых качеств. Это оптимальный период для формиро-вания многих социальных навыков. Исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой, Э.К. Сусловой и др. показали, что в этом возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траекто-рии развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Преобразования в социальной сфере, новые социальные отношения обусловили изменение требований к личности со стороны общества. Обще-ственные требования к личности сместились от знаний, умений, навыков к личностной компетентности в различных сферах бытия.

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие об-разовательным системам внутренние цели – содействовать развитию челове-ка, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел доста-точный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление недостаточного раз-вития у современных детей навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опо-рой на собственные знания и отношения, что в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.

В проекте Государственного стандарта дошкольного образования, а также во Временных требованиях Государственного стандарта дошкольного образования в качестве одной из характеристик развития ребенка на этапе дошкольного детства названа компетентность. Отмечается, что дошкольное учреждение призвано создавать условия для того, чтобы у ребенка к концу дошкольного возраста сформировалось данное качество. Некоторые совре-менные программы дошкольного образования выделяют в качестве основных ориентиров развития детей овладение компетентностями. Однако на настоя-щий момент отсутствует единое мнение относительно цели и результата со-циального воспитания детей, адекватного возрасту и соотносимого с соци-альной компетентностью как личностной характеристикой и показателем ус-пешности социализации ребенка. Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного под-хода в образовании. Это – одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.

Раскрытию сущности социальной компетентности посвящены работы таких авторов, как Г.Э. Белицкая, Н.И. Белоцерковец, А.В. Брушлинский, Е.В. Коблянская, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская, А.Б. Кулин, В.Н. Куницын, О.П. Николаев, У. Пфингстен, К. Рубин, Роуз-Крэснор, В.В. Цвет-ков и др. Рядом авторов предприняты попытки раскрыть сущность и содер-жание социальной компетентности относительно дошкольного возраста, ус-ловия их формирования и развития в системе дошкольного образования (Е.М. Алифанова, Н.И. Белоцерковец, М.В. Крулехт, Л.А. Парамонова, Е.Г. Юдина и др.). В работах Г.А. Берулава, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, созда-вая для этого психолого-педагогические условия.

Глава 3:

Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образова-тельная программа для ДОУ предполагает подобный раздел. Поскольку про-грамма воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия – в шко-лу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать соци-альную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на от-носительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашел свое отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Анализ базовой программы развития и воспитания детей в дет-ском саду «Детство». В настоящее время многие педагогические коллективы работают по базовой программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Программа «Детство» создавалась авторами, как программа обо-гащенного развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей, способностей. Именно в период социализации, устанавлива-ется связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловече-ским ценностям. Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. Авторы делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка про-буждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

Авторы программы выделили раздел «Ребенок входит в мир социаль-ных отношений». Все содержание программы центрировано на ребенке, соз-дании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ре-бенка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достиже-ний, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми имеет три подраздела:

Заключение:

Как показал анализ доступных нам литературных психолого-педагогических источников, дошкольный возраст представляет собой важ-ный период с точки зрения подготовки к вхождению в сложную социальную жизнь, накопления необходимого социального опыта, овладения социальны-ми эмоциями, представлениями, деятельностью. В этом возрасте у ребенка происходит формирование социальных навыков, усвоение объективно задан-ных норм, правил человеческого общества, приобщение его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений с веду-щими сферами бытия и утверждение себя как социального субъекта.

Многими исследователями отмечено, что накопление дошкольником необходимого социального опыта способствует раскрытию его возрастного потенциала, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрос-лой жизни. По мере освоения культурных, нравственных правил и законо-мерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компе-тентности, понимаемой как способность оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими. То есть именно в дошколь-ном возрасте закладываются основы социальной компетентности ребенка, определяя траектории развития и адаптации в меняющемся социуме.

Согласно проекту Государственного стандарта дошкольного образова-ния и Временным требованиям Государственного стандарта дошкольного образования, овладение ребенком социальными компетенциями является ос-новным ориентиром воспитания и образования в дошкольного возрасте.

Социальная компетентность дошкольника предполагает знания, уме-ния, навыки ребенка, достаточные для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду. Структуру социальной компетентности со-ставляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека, и включает в себя следующие компоненты:

Похожие работы на данную тему