Правовой статус присяжных заседателей

Название работы: Правовой статус присяжных заседателей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Уголовное право

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей 4

2. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям 5

3. Права и обязанности присяжных заседателей 11

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что часть 4 ст. 123 Конституции РФ устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 1 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Закон) предусматривает перечень судов общей юрисдикции, в которых возможно производство с участием присяжных заседателей. К таким судам отнесены все областные и приравненные к ним суды (верховные суды республик, краевые, областные, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также окружные (флотские) военные суды) общей юрисдикции, а также Верховный Суд РФ. В Верховном Суде РФ уголовные дела с участием присяжных заседателей могут быть рассмотрены Коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией.

Целью настоящей работы является рассмотрение присяжных заседателей и их правого статуса.

Глава 3:

Ограничение на участие в осуществлении правосудия для присяжного заседателя (один раз в течение года) распространяется только на кандидатов, отобранных в коллегию присяжных заседателей. Те же кандидаты, которые вызывались в суд, но не были отобраны в коллегию присяжных заседателей, могут быть привлечены в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании. Таким образом, не важно, сколько раз в течение года кандидат участвовал в процедуре отбора в присяжные заседатели, главное, чтобы он ни разу не избирался в коллегию присяжных заседателей.

В соответствии с ч. 3 ст. 333 УПК РФ за неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию. Денежное взыскание может быть наложено в размере до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, о чем выносится определение или постановление суда (ст. ст. 117, 118 УПК РФ).

Присяжный заседатель за исполнение возложенных на него обязанностей имеет право на получение компенсационного вознаграждения. В части 4 ст. 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", в частности, закрепляется, что за время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Данное вознаграждение не случайно названо компенсационным. На время участия в осуществлении правосудия присяжный заседатель (если он не безработный) отвлекается от выполнения своих трудовых обязанностей, следовательно, теряет возможность получения денежного вознаграждения за этот период по месту своей работы. Рассматриваемое вознаграждение призвано восстановить это право гражданина, поскольку он вынужденно на основании закона отвлекается от исполнения трудовых обязанностей.

Компенсационное вознаграждение выплачивается из средств федерального бюджета, так как присяжный заседатель действует в интересах государства, осуществляя одну из важнейших функций. Данное вознаграждение выплачивается присяжному заседателю судом, в котором он участвует в рассмотрении уголовного дела.

Вознаграждение устанавливается в размере половины должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней, в течение которых присяжный заседатель был задействован в осуществлении правосудия. При расчете суммы вознаграждения учитывается не заработная плата судьи, в которую кроме должностного оклада входят, например, доплаты за выслугу лет, квалификационный класс и т.д., а только его должностной оклад. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" размеры должностных окладов судей устанавливаются в соответствии с их должностью в процентном отношении к определяемому федеральным законом должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и не могут быть менее пятидесяти процентов их оклада. Должностной оклад судьи не может быть менее восьмидесяти процентов должностного оклада председателя соответствующего суда.

Размеры должностных окладов судей Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлены в приложении к Федеральному закону от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".

Заключение:

Введение в российский уголовный процесс суда присяжных принято считать крупным демократическим достижением в совершенствовании судебной системы. В то же время деятельность и само существование суда присяжных в том виде, в каком он был поспешно "внедрен" в отечественное судопроизводство, вызывают серьезные сомнения в его целесообразности и пригодности для целей правосудия.

Российская практика суда присяжных пока не так обильна; однако пробелы и противоречия в законодательстве, связанные с функционированием этого института, уже отчетливо видны.

Многие проблемы суда присяжных, естественно, порождаются несовершенством процедуры отбора кандидатов и формирования коллегии.

Вопрос образования коллегии присяжных заседателей, призванных для разрешения дела, практически отдан на усмотрение аппарата суда и на совесть самих присяжных заседателей, случайность выборки кандидатов не гарантирована. Исключен общественный контроль, нет прозрачной процедуры. В частности, вовсе не исключено попадание в состав коллегии лиц, побывавших в местах лишения свободы.

Законодатель вовсе не интересуется способностью присяжных заседателей принимать разумные решения вообще и их морально-психологической подготовленностью к принятию ответственных решений.

Следует поддержать разумные предложения по ужесточению процедуры отбора и дополнить законодательство требованием об образовательном цензе, запретив включать в списки присяжных заседателей лиц, не имеющих хотя бы среднего образования. Лица, призываемые в качестве присяжных, должны пройти тестирование/собеседование с участием врачей-специалистов - психиатра, психолога, нарколога и др., определяющих их степень готовности и способность к принятию по делу обоснованного и справедливого решения.

Похожие работы на данную тему