Политическая культура

Название работы: Политическая культура

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Политология

Страниц:

13 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Понятие «политическая культура» …………………………………………. 4

2. Национальная специфика российской политической культуры …………. 6

3. Типы и особенности политической культуры современной России ……. 10

Заключение ……………………………………….….….……………………… 13

Список литературы ……………………………………….……………………. 14

Выдержка:

Введение:

В России отношение к политической системе со стороны рядовых граждан было двояким (сочетание патернализма с отчуждением от самой власти), отличалось изрядной отвлеченностью, но одновременно и устойчивостью. С другой стороны, измерение политической культуры, связанное с установками на режим, на правительство или на конкретные политические партии и лидеров, демонстрирует весьма изменчивый слой политического сознания и поведения.

Работа над исследованием политической культуры России осуществляется в рамках теорий модернизации, транзитологии, демократизации с учетом потенциальной способности России перейти к подлинно демократическому режиму. Исследования проводятся в нескольких направлениях: поиск демократической суб¬культуры в рамках национальной культуры, подлинно демократических институ¬тов в современном российском обществе, демокра¬тических традиций в национальном сознании.

Цель настоящей работы: раскрыть специфику и особенности политической культуры в России.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- определить значение понятия «политическая культура»;

- отразить национальную специфику российской политической культуры;

- рассмотреть типы и основные черты политической культуры в России.

Поставленные задачи помогли структурировать работу, что позволило наиболее полно и последовательно раскрыть тему.

Использованная литературам представлена научными работами и публикациями периодической печати, касающимися темы работы, а также учебными пособиями по политологии.

Глава 3:

Характеризуя подданнический характер политической культуры Р. Мухаев выделяет ряд специфических черт, обусловленных влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей развития России. Во-первых, дуалистичность политической культуры, представляющей собой сложное взаимодействие двух социокультурных потоков (с Востока и с Запада), ориентирующихся на различные системы ценностей: с одной стороны, ценности коллективизма, справедливости, равенства, приверженность патриархальным традициям; с другой стороны, ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма. Во-вторых, конфронтационный характер отношений между носителями политической культуры, выражающийся в бунтах, гражданских войнах, революциях. В-третьих, концентрация политического господства в руках правящего класса, которая приводила к тому, что при малейшем его ослаблении нарастала неуправляемость системы. В-четвертых, отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества, приводящее к концентрации политической жизни в рамках правящего класса, что способствует политическому бесправию населения [8, С. 252-254].

В результате воздействия множества факторов как исторического, так и современного плана политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней представлено множество субкультур – авторитарная и демократическая, элитарная (политической элиты, чиновничества) и массовая (рядовых граждан), либеральная и социалистическая. Субкультуры имеются в каж¬дой социальной группе: среди молодежи и пенсионеров, предпринимателей и маргиналов, рабочих и интеллигенции.

Однако особенность современного этапа политической культуры российского общества не столько в разнообразии субкультур, сколько в том, что значительное их число охвачено скрытой или явной борь¬бой, столкновением. Основными линиями конфронтации выступают демократизм-авторитаризм, социализм-капитализм, централизм-регионализм, глобализация-изоляционизм, анархизм-этатизм и т. д.

Таким образом, политическая культура современного российско¬го общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих в нем сегод¬ня.

Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к по¬литике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муниципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем [6, С. 43]. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи ра¬циональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств мас¬совой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, мас¬совые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общена¬циональные, экономические и политические; использование наибо¬лее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень развития современ¬ной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, террито¬риальных и иных образований;

Заключение:

Традиционно при обращении к теме «политическая культура России» большое внимание отводится особенностям российской цивилизации. Почти все исследователи сходятся в том, что Россия представляет собой особый случай цивилизации, не сводящийся к типичным чертам Запада и Востока, что она является их связующим мостом – «Евразией».

Естественно, что при таком видении возникает вопрос цивилизационной специфики этого своеобразного континента. В качестве таких особенных черт выделим следующие: само евразийское пространство, занимающее шестую часть суши земного шара; полиэтнический состав населения с многообразием религиозных верований; главенство общины как хозяйственного и социального уклада; православный идеал «Москвы – Третьего Рима»; ведущая миссия государства по цивилизационному оформлению гигантского пространства Евразии; наличие постоянного цивилизационного «вызова» России со стороны экономически более развитого Запада; неизбежные функциональные и духовно-культурные разрывы при решении задач модернизации. Последнее обстоятельство определяет проблемный характер российской цивилизации, что находит, собственно, прямое отражение в ее политической культуре.

В ходе современных общественно-политических изменений большинство в России приняло в ценностном аспекте такие важнейшие демократические институты, как альтернативные выборы, разделение властей, независимые СМИ, парламентаризм и т.д. Сложился отличающийся от предыдущего периода образ политического процесса, появились новые политические стереотипы. При всей фрагментарности, многослойности и борьбы противоборствующих сил нарождающаяся российская политическая культура имеет запас общецивилизационной прочности, в том числе богатый исторический опыт созидания государства, соединения традиции и современности.

Похожие работы на данную тему