Как отмечается в современных исследованиях, арифметическая задача — это простейшая сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются. Есть все основания считать, что это до некоторой степени объясняет достаточно высокий интерес детей к решению арифметических задач (Л. П. Клюева, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, А. А. Столяр и др.).
Однако, несмотря на то, что вычислительная деятельность вызывает интерес у детей, а самой проблеме отводится значительное место в программе обучения в детском саду, многие старшие дошкольники и даже младшие школьники (учащиеся 1-3-х классов) испытывают значительные трудности именно в решении арифметических задач. ……………………………………
1. Подготовка детей к вычислительной деятельности
1.1 Ознакомление с цифрам
Овладевая числом и счетом, дети постепенно подготавливаются к основной деятельности — вычислительной. Главными образовательными задачами при этом являются :
- усвоение взаимно-обратных отношений между смежными числами;
- ознакомление с цифрами;
- усвоение состава числа из единиц и двух меньших чисел;
- деление целого множества на части (подмножества), а затем деление числа, составление его из двух меньших чисел.
Усвоение взаимно-обратных отношений между смежными числами осуществляется в группах пятого и шестого годов жизни, а в последующем эти знания будут использоваться как прием вычислительной деятельности. Воспитатель говорит детям: «Решая задачу, арифметический пример, когда надо будет прибавить (вычесть) единицу (число 1), не надо пересчитывать множества, т. к. мы знаем, что, добавив единицу, получим число, следующее за ним, а вычитая из числа единицу, получим число, которое предшествует ему».
……………………………………
Использованная литература и источники
1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста - М., 1974
2. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представле¬ний у дошкольников - М., 1980
3. Формирование элементарных математических представлений у до-школьников / Под ред. А. А. Столяра - М., 1988
4. Целищева, И. Математика — не отвлеченная наука / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание – 2000 - № 9
5. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2005
……………………………………