Введение
Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой.
Дыхание включает следующие процессы:
1. внешнее дыхание или легочная вентиляция,
2. обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью,
3. транспорт газов кровью, перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа из тканей в лёгкие,
4. обмен газов в тканях,
5. внутреннее дыхание, происходящее в митохондриях.
Дыхательный аппарат состоит из дыхательных путей и парных дыхательных органов – лёгких.
Органы дыхания ребенка отличаются от органов дыхания взрослого. К моменту рождения дыхательная система ребенка не достигает полного развития. Лицевая часть черепа у новорожденного развита недостаточно, в связи с чем нос новорожденного относительно мал и короток. Носовые ходы и верхние дыхательные пути очень узки, полости носа недоразвиты.
…………..
1. Формирование и развитие дыхательной системы у детей
Нижний носовой ход у новорожденных и у детей первых месяцев жизни отсутствует, окончательное формирование его происходит к 4 годам. Слизистая оболочка, выстилающая носовые ходы, нежна, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. В связи с этим довольно часто, особенно в первые дни жизни ребенка, наблюдается физиологическое набухание слизистых оболочек, что затрудняет носовое дыхание .
Здоровый ребенок дышит только через нос, ртом он дышать не умеет. Даже при небольшом насморке слизистая носовых ходов набухает, просвет их и без того узкий, еще больше суживается, дыхание затрудняется и ребенок отказывается от груди или соски, так как во время сосания он задыхается. Из-за недоедания ребенок теряет в весе, становится беспокойным. По мере развития лицевых костей и верхней челюсти увеличивается ширина носовых ходов. Евстахиева труба, которая соединяет носоглотку со средним ухом, относительно коротка и широка. Это создает благоприятные условия для заноса инфекции из носоглотки в полость среднего уха. Вот почему у детей раннего возраста при различных инфекционных заболеваниях часто возникает воспаление среднего уха (отит).
…………….
Список использованной литературы
1. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М. Academia, 2003.
2. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008.
3. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста Голубев В.В. Лещенко М.В. Голубев С.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Солодова Е.А., Богданова Т.Л. Биология: В 3 ч.: Ч. 3: Анатомия, физиология и гигиена человека: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и абитуриентов. Вентана-Граф, 2009.
..........