Развитие личностных характеристик саморегуляции детей требует создания оптимальных психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы полноценное проживание детьми переходный период, а именно обучение в 4, 5, 6 классах каждого возрастного этапа, с реализацией индивидуального потенциала в учебной деятельности.
В психологических исследованиях представлены разнообразные варианты программ психологического сопровождения личностного развития детей на разных возрастных этапах, а именно разработки таких известных психологов, как К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, А.М. Прихожан, Л.Ф. Анн, Н.Н. Толстых, А.Х. Поповой, Е.Г. Трошихиной, О.В. Федоровой, А.В. Зобкова, О.В. Хухлаевой, А.Г. Писненко, А.Г. Ясновой и другие авторы. Эти авторы занимались разработкой программ личностного развития детей в аспекте учебной деятельности. Наработки авторов позволяют:
1. Определить технологии, эффективные в решении задач развития различных возрастов с преодолением трудностей учебной деятельности.
2. Скорректировать личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности, такие как: особенности самосознания, мотивационной сферы, эмоционального развития, волевой и познавательной сфер.
Имеющиеся практические программы воздействия на личностные компоненты саморегуляции учебной деятельности для школьников, как правило, реализуются при помощи такой формы работы, как группового психологического тренинга, поэтому в рамках данного исследования мы выбрали именно данный метод воздействия. Данный выбор также обусловлен мнением А.Г. Лидерс о том, что тренинг – это наиболее оптимальная форма воздействия на личностный рост и развитие ребенка . Однако в рамках данного исследования нами будет применен комплексный вариант тренинга, который будет в себя включать задачи личностного развития и достижения результата, а именно развития саморегуляции учебной деятельности.
Целью разработанного тренинга является развитие личностных характеристик саморегуляции учебной деятельности в переходный период от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Задачами тренинга являются:
1. Повышение общего уровня саморегуляции учебной деятельности.
2. Развитие самосознания школьников в переходный период.
3. Проработка негативных эмоциональных состояний.
4. Повышение стремление к познавательной самостоятельной деятельности.
5. Развитие рефлексии и рефлексивных способностей детей.
6. Повышение нервно-психической устойчивости за счет проработки волевой регуляции.
7. Развитие уверенности в себе.
Основой построения тренинга являются:
1. Опора на выявленные «мишени» развития, которые являются специфическими в каждом классе.