Михайлов А.В. «Поэтика барокко: завершение исторической эпохи»

Название работы: Михайлов А.В. «Поэтика барокко: завершение исторической эпохи»

Скачать демоверсию

Тип работы:

Эссе

Предмет:

Культурология

Год сдачи:

2013 г.

Содержание:

Выдержка:

Работа А.В. Михайлова «Поэтика барокко: завершение исторической эпохи» состоит из четырех частей:

1. Барокко как понятие и термин

2. Произведение в эпоху барокко

3. Автор и барочное «я»

4. Внутренняя устроенность: слово и образ

Объектом исследования в этой работе является феномен «барокко» в литературе. Автор называет проблему «барокко» одна из сложнейших тем в литературе. Он проводит анализ развития понятия «барокко» в литературе, и приходит к выводу, что до 19 века под этим термином понимали все, что отклоняется от нормы в сторону «странного». В тоже время оно уже признается, как вполне закономерный историко-культурный феномен

«Барокко» соединяет в себе странность и норму, или разрушение канонов и создание своего особого канона. В зависимости от того, к чему склоняется исследователь, так и происходит понимание термина, т.е. исходит из «нормы», или признается самостоятельное значение неканонических канонов. В итоге, сформировались два понимания «барокко»:

- все «барокко» - это странное, потому недолговечное и проходящее,

- «барокко» - это переходный момент в истории культуры или полноценный этап, который противостоит принятому культурологическому канону.

Характерным признаком произведений барокко автор называет – эмблематику. Эмблема - это конструкт, который связан с языком эпохи барокко и языком ее внутреннего содержания. Универсализм эмблематики - ее позднее состояние, когда она целиком вовлечена в заключительный барочный синтез. Понятие эмблема близко средневековому понятию «вещи», т.е. не только вещные объекты, но и любые ситуации. Историческая реальность эмблемы отличается. Эмблемой в эпоху барокко могло стать все, и позже могло быть переведено в литературу. Для произведений барокко эмблема — это особое средство обобщения, она передает самую суть бытия эпохи в виде упрощенных схем. Произведения барокко рассчитаны на коллективного читателя, коллективное создание. Трактовка произведений барокко возможна только в духе той эпохи, поэтому автор справедливо полагает, что произведения барокко следует избавить от произвольных толкований в духе культуры, резко отличной от культуры эпохи барокко.

Таким образом, работа А.В. Михайлова представляет собой ценное теоретическое осмысление феномена барокко в литературе. Суть которого автор ищет в специфике той эпохи, поэтому барокко предстает у него как « стиль эпохи», который раскрывается (познается) через особое построение произведений. Барокко использует «готовое слово», готовые схемы, тайные образы, создавая произведение – свод, которые следует интерпретировать, только соотнося со спецификой той эпохи.

Похожие работы на данную тему