Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Название работы: Налогообложение субъектов малого предпринимательства

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Налоги

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение

1. Развитие малого предпринимательства – основа становления рыночной экономики России

1.1. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ, проводимых в России

1.2. Проблемы и перспективы развития малых предприятий на современном этапе

2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

2.1. Особенности налогообложения малого предпринимательства при применении традиционной налоговой системы

2.2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

2.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3. Перспективы совершенствования налогообложения малого предпринимательства

Заключение

Список использованной литературы

Выдержка:

Введение:

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сфе-рах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью вы-бора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определя-ет необходимость организационно-экономических преобразований во всех об-ластях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений эконо-мических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объек¬тивно значительной ролью малого предпри¬нимательства в современной социально ориен¬тированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачивае¬мой в России радикальной реформы. Малое предприни-мательство, как обстоятельно пока¬зано в литературе — существенная составля¬ющая и массовая субъектная база цивилизован¬ного рыночного хозяйства, не-отъемлемый эле¬мент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпри-нимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобили-зует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьез¬ным фактором структур-ной перестройки и обес¬печения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие соци-альные проб¬лемы рыночного хозяйства. Вот почему станов¬ление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) пред¬ставляет собой стратегическую задачу реформационной экономической поли-тики.

Становление и развитие в России рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, созданием предприятий малого бизнеса, активизацией различных финансово-кредитных институтов, что способствует увеличению числа реаль-ных налогоплательщиков. В связи с этим обостряется проблема взаимоотноше-ний государства в лице налоговых структур и предприятий малого бизнеса как налогоплательщиков. В настоящее время предприниматель обязан отдавать го-сударству от 30 до 60% цены реализации производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов, поэтому снижается деловая активность населения и предприятиями изыскиваются всевозможные пути для сокрытия или неуплаты налогов, что подчеркивает значительные недостатки сущест-вующей налоговой системы. Преобразование двух важнейших сфер жизнедея-тельности населения - участие в малом бизнесе и выплата налогов - происходит по методу проб и ошибок, что снижает их эффективность в хозяйственной практике, вызывает негативные оценки различных слоев населения.

Глава 3:

Есть еще одно важное обстоятельство, которое имеет смысл отметить. Ставки упрощенных налогов на малый бизнес установлены низкими, возмож-ности для уклонения не устранены, граничные параметры для определения пра-ва на применение упрощенных режимов высоки, причем от введения этих нало-гов пострадают поступления не только налога на прибыль, но и подоходного налога, а также единого социального налога. Потери бюджетных доходов неиз-бежны как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако решение о введении этих налогов было принято Государственной Думой, а не региональ-ными и не местными органами власти. В этой ситуации, видимо, было бы целе-сообразно, чтобы федеральный бюджет принял на себя большую долю ответст-венности за принятое решение. Так, пониженную ставку налога было бы пра-вильно рассматривать как результат отказа федерального бюджета от своей до-ли налога. Кроме того, желательно, чтобы большая часть налоговых поступле-ний, если не все, направлялась местным бюджетам.

Отличия системы налогообложения в виде ЕНВД от прежде действо-вавшего порядка можно рассматривать как позитивные. Те виды деятельности, которые осуществляются преимущественно для реализации продукции другим предприятиям, устранены. Вмененным налогом облагаются, в основном, услуги населению. Это может уменьшить возможности для уклонения от налогообло-жения посредством завышения затрат за счет закупок услуг у предприятий, об-лагающихся вмененным налогом. Кроме того, исключены те виды деятельно-сти, где строгий учет является необходимым по причинам, не связанным с на-логообложением (например, деятельность по сбору и реализации лома цветных металлов). Более четко прописан порядок определения базы вмененного налога. В то же время сохраняются некоторые неблагоприятные элементы, свойствен-ные вмененному налогообложению вообще. Обязательность налога для опреде-ленных видов деятельности приведет к невозможности сопоставления резуль-татов налогообложения этих видов деятельности при применении вмененного и общего режимов, что скажется на корректности определения корректирующего коэффициента К2 . Применение такого налога скажется на горизонтальной справедливости налоговой системы, поскольку усреднение по натуральным по-казателям приведет к тому, что предприятия с одинаковыми результатами хо-зяйственной деятельности окажутся обложены налогами по-разному. Сохраня-ется возможность для произвола региональных властей при определении нало-говой базы, поскольку коэффициент К2 можно варьировать в весьма широких пределах от 0,1 до 1, а параметры для его расчета определяют региональные власти. При этом может оказаться, что для некоторых предприятий будет уста-новлена фактически индивидуальная база, причем для одних сильно занижен-ная, для других завышенная, в зависимости от расположения региональных властей и их связей с этими предприятиями. Возможно использование этого ко-эффициента для создания препятствий входу на рынок новых предприятий, ес-ли интерес или контроль в действующем на территории региона бизнесе, обла-гаемом вмененным налогом, велик у представителей власти.

В связи с этим представляется рациональным применять вмененный на-лог только к особо малым предприятиям, причем на добровольной основе. Проведенная правительством большая работа по установлению значимых для оценки доходности показателей может в этом случае оказаться весьма полезной для налоговых органов. На основании вмененных методов можно оценивать потенциальную сумму налога для предприятий, и в случае существенного от-клонения декларируемого результата от проведенной налоговыми органами оценки направлять усилия проверяющих в первую очередь на те предприятия, где отклонение велико. Это позволило бы минимизировать уклонение от нало-гов, увеличить доходы бюджета и добиться большей справедливости налогооб-ложения.

В заключение представляется важным еще раз вернуться к вопросу ста-тистики, описывающей роль малого предпринимательства в экономике России. Госкомстатом не публикуются данные о добавленной стоимости в секторе ма-лого предпринимательства. Но объем выпуска, численность занятых, количест-во малых предприятий возрастают не только при развитии реального малого бизнеса, но и при увеличении объема уклонений с использованием малого предпринимательства. Даже показатель добавленной стоимости не является адекватным отражением реального положения дел. Чтобы наблюдать, к каким последствиям приведет принятие нового налогового порядка, следовало бы произвести обследование только малых предприятий, не аффилированных с крупным бизнесом или большим числом других малых предприятий.

Заключение:

Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддер-живают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысо-ким ценам, низким издержкам.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурд-ным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; не-равномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территори-альном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность право-вой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

В контексте приведенных в работе аргументов представляется возмож-ным сделать вывод о не¬эффективности существующей системы под¬держки российского малого и среднего бизнеса и о необ¬ходимости изменения этого по-ложения. Выяв¬ленные деструктивные факторы внешней среды, а также внут-ренние проблемы малых пред¬приятий задают основные направления повы¬шения действенности функционирования дан¬ной системы и требует активиза-ции обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских струк¬тур с крупными).

Практика применения специальных налоговых режимов, установленных Федеральным за¬коном от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налого-обложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О едином налоге на вмененный до-ход для определенных видов деятельности» выявила в них многочисленные не-стыковки, их непоследователь¬ность и несбалансированность с общеустанов-ленным порядком налогообложения, а также отсутствие целост¬ности упрощен-ных режимов и единой методологии в оп¬ределении базовой доходности. Имен-но эти причины и возникающие при применении этих режимов налогооб¬ложения различного рода проблемы сделали очевид¬ной необходимость сущест-венного реформирования специальных налоговых режимов.

С 1 января 2003 г. на территории РФ введены в действие главы Налого-вого кодекса 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Новое законодательство значительно изменило механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства и порядок уплаты единого налога по упрощенной системе: снижает налоговое бремя, предостав-ляет налогоплательщику право самостоятельно выбрать объект налогообложе-ния, и др.

В то же время принятые главы Налогового кодекса РФ не свободны от недостатков, свойственных действовавшим до 2003 г. режимам налогообложе-ния малого предпринимательства. Многие положения вводимого этими главами режима налогообложения, не создавая благоприятных условий большинству малых предприятий, нарушают нейтральность налогообложения. Одновремен-но они предоставляют значительные преимущества тем, кто может создать не-сколько предприятий, применяющих различные режимы и распределяющих различные виды доходов и затрат между предприятиями с разными режимами так, чтобы снизить налоговые обязательства.

Похожие работы на данную тему