Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)

Название работы: Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ГЛАВА I. Теоретические основы развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 7

1.1. История проблемы развития речи учащихся 7

1.2. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников 13

1.3. Лингвистические основы развития речи школьников 17

ГЛАВА II. Методические основы развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 22

2.1. Задачи развития речи младших школьников (на материале обучения сочинению) 22

2.2. Особенности развития речи школьников в учебниках "К тайнам нашего языка" 26

2.3. Методические приёмы работы над сочинением 34

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 49

3.1. Изучение уровня развития речи учащихся 49

3.2. Экспериментальная работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка (на материале обучения сочинению) 53

3.3. Анализ результатов экспериментальной работы. 62

Заключение 72

Литература 74

Приложение 79

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Развитие речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Задача развития речи у учащихся одна из серьезных задач, стоящих перед начальной школой.

Работа по развитию речи учащихся начальных классов многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Вопросы методики развития речи учащих¬ся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.

Проблеме развития речи посвящены исследования таких современных методистов, как: Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, Г.С. Щёголевой и др.

Изучение детской речи и путей ее развития достигло значительного уровня в трудах А.Н. Гвоздева, П.П.Блонского, Т.А. Ладыженской, С.Н. Цейтлин.

Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В. Щерба).

Совершен¬ствование речи учащихся («Работа над сочинениями») – пре¬дусмотрено программами и реализу¬ется в соответствующих учебниках по русскому языку. Однако на эту работу отводится не¬достаточное количество учебного времени, поэтому учитель в полной мере не может осуществить целена¬правленное обучение умениям созда¬вать текст. Кроме того, работа над сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчине¬на изучению текущей темы програм¬мы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и умест¬ному употреблению в своей речи при¬лагательных, глаголов, наречий и т.д.

Все сказанное выше подтверждает актуальность избранной нами темы исследования: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)».

Объект исследования - процесс обучения младших школьников

Предмет исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению).

Цель исследования – изучение уровня развития речи младших школьников и проведение экспериментальной работы по развитию речи (на материале обучения сочинению).

Глава 3:

Таким образом, диаграммы 7, 8 и 9 наглядно показывают, что уровень знаний, умений и навыков учащихся 3 класса при написании сочинения значительно возрос, следовательно, уровень развития речи учащихся также стал выше.

Все это подтверждает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Значит, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

Развивая речь учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) учителя могут руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

В жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложения¬ми и сочинениями с языковым задани¬ем, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям обще¬ния, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.

Нам могут возразить: на всех уро¬ках дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на про¬блемные вопросы учителя, пересказы¬вают текст учебника, выступают с со¬общениями и т.д. Но, наверное, многие с нами согласятся в том, что далеко не всегда учитель (и в начальной, и в средней школе) бывает удовлетворен как будто неплохим ответом ученика, который в целом усвоил материал, но «ушел от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.

И такие недочеты в ответах учени¬ков не случайны, ведь реализуемая в настоящее время программа по разви¬тию связной речи не дает школьникам необходимых знаний и умений для то¬го, чтобы они могли создавать различ¬ные устные и письменные тексты - в том числе и учебные. Недостаточно предлагать учащимся задания типа:

 Кратко перескажи текст пара¬графа...

 Почему что-то так произошло...

 Сравни то-то с тем-то...

 Что общего между тем-то и тем-то и чем они отличаются...

 Расскажи(те) о группах того-то и т.д.

Попутно хотелось бы отметить, что глагол «расскажи(те)» в устах учителя требует очень осторожного обраще¬ния. Вместо него более оправданно было бы употреблять глаголы, обозна¬чающие вид учебного текста, который хочет получить учитель: «Опиши...», «Объясни, почему...», «Сравни...», «Дай определение...», «Докажи нам, что...» и т.д. Опытные учителя формулируют установку для класса следующими способами: «Слушаем развернутый (краткий) ответ Н. на тему "Что чувст¬вуют приборы?"»; «Слушаем доказа¬тельство В. на вопрос учебника "Поче¬му надо беречь электроэнергию, хоть она и дешевая?"».

Заключение:

В результате проведенного исследования на тему «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)» мы пришли к следующим выводам.

Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.

В начальных классах развитие речи учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание русского языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью - это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.

Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений (сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)

В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные приемы обучения сочинению.

Анализ проведенной экспериментальной работы на уроках русского языка показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.

При определении задач урока часто встречается фраза: "Развивать устную и письменную речь учащихся". Важно избегать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Похожие работы на данную тему