Проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе

Название работы: Проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение .

Глава 1. Теоретические аспекты использования наглядности на уроках русского языка .

1.1 Ретроспективный анализ проблемы .

1.2 Различные подходы к определению наглядности в педагогике.

1.3 Виды и формы наглядности .

Выводы по 1 главе .

Глава 2. Основные направления использования наглядности в процессе обучения русскому языку в начальных классах .

2.1 Сущность и разновидности наглядного материала .

2.2 Роль наглядного материала в обучении русскому языку младших школьников .

Выводы по 2 главе .

Заключение .

Литература .

Выдержка:

Введение:

Проблема использования наглядности в процессе обучения русскому языку младших школьников, занимает видное место в исследованиях как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов, философов, методистов. На основе этих исследований были сделаны выводы, о максимальной степени взаимосвязи наглядности с учебным процессом-деятельностью учителя и ученика, ее принципами, методами, средствами, видами и формами.

В методике русского языка накоплен значительный опыт применения наглядных пособий. Данным вопросом занимались известные педагоги: Вахтеров В.П., Давыдов В.В., Корф Н.А., Каменский Я.А., Песталоцци И.Г., Руссо Ж.Ж.

При работе с ними обеспечивается формирование полноценных навыков выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний. Наглядные пособия способствуют организации чувственного познания ученика. Так считают Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Ушинский К.Д. Для младших школьников наглядные пособия имеют большое развивающее значение, так как способствует формированию абстракции, обобщений, операций анализа и синтеза.

Применение наглядных учебных пособии способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.

Наглядность предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психологического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков.

Вопрос о том, что же такое наглядность, каковы основные направления её использования в процессе обучения остается один из актуальных на сегодняшний день.

Данное исследование посвящено изучению проблемы использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе.

Глава 2:

Недостаточный жизненный опыт младших школьников определяет ограниченность их словарного запаса. Новые слова, научные термины, могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и обозначаемых ими понятий. Наглядно-чувственные данные позволяют проникать в познания действительности (55; 72).

Наглядные пособия активизируют процесс обучения.

Одна из целей обучения русского языка в школе, как отмечено в объяснительной записке к программе - "подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходима для активной творческой производственной и общественной деятельности" (34; 5).

В программе средней общеобразовательной школе под редакцией Л.С. Зайцева в объяснительной записке указано - "В целях активизации познавательной деятельности детей следует практиковать различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр, чаще вводить упражнения и игры занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, грамматическое, орфографическое лото, игры в "путешествия" слов и другие), использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения. Нормализация нагрузки, предупреждению утомляемости способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей (слушанье учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с учебником, тетрадью, доской, игры, наглядные пособия и другое), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток" (52; 2).

Т.В. Игнатьева и Л.А. Вахметина утверждали, что " . . . на уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологических особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации направлены на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое" (51; 6).

В программе по русскому языку и чтению Климанова Л.Ф. отмечает, что " . . . познавательная ориентация курса обеспечивает: усвоение основных языковых понятий на иллюстративно-образной основе с учетом этапов познавательной деятельности ребенка от наглядно-практического и образно-символического уровней осмысления материала к абстрактно-логическому понятийному уровню усвоения языка" (53; 12).

Заключение:

Обобщив выше изложенное необходимо отметить, что в первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению подрастающих поколений. Использование наглядности в обучении с давних времен волновал педагогов и дидактов, ученые приходили к единому мнению применение наглядного материала улучшает процесс обучения учащихся, обогащает детей яркими образами, способствует активизации познавательной деятельности школьников.

На основе анализа трудов педагогов-мыслителей 19-20 веков можно сделать вывод, что вопросом использования наглядности на уроках русского языка в начальной школе внимание уделялось всегда.

Принципы обучения возникли на этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики обобщением эмпирических фактов успешного обучения.

Принцип наглядного обучения один из самых известных и понятных принципов обучения. Принцип наглядности не просто утверждает чувственную основу понятий, а сводит их по существу к эмпирическим понятиям, констатирующим эмпирико-классифицирующее мышление, в основе которого лежит лишь отражение внешних, чувственно данных свойств объекта.

Под методом обучения понимают способ построения и образования системы философского знания; совокупность приемов и операций практического или теоретического основания действительности, организованной определенным образом. Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной деятельности - в этом заключается его побуждающая функция.

Современные программы по русскому языку и чтению ставят перед собой и реализуют следующие задачи: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова. В целях активизации познавательной деятельности детей, привлекают дидактические игры, упражнения и игры занимательного характера, использовать разнообразные наглядные и технические средства обучения.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психологической активности учащихся; введение новизны, в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Похожие работы на данную тему