Расчеты по инкассо, особенности правового регулирования

Название работы: Расчеты по инкассо, особенности правового регулирования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Правоохранительные органы

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

Глава I. Общие положения о расчетах в

Российской Федерации 7

§1. Понятие и виды расчетных отношений

7

§2. Правовое регулирование расчетных

отношений 20

§3. Виды безналичных расчетов 22

Глава II. Расчеты по инкассо по

законодательству Российской Федерации 31

§1. Общие положения об инкассо по

законодательству Российской Федерации. 31

§2. Коллизии в современном

законодательстве в сфере правового регулирования

расчетов в порядке инкассо. 35

Глава III. Международное регулирование

расчетных отношений по инкассо 42

Заключение 55

Список литературы 59

Приложение 65

Выдержка:

Введение:

Наша страна пережила множество потрясений и кризисов («перестройка», дефолт 1998 г., экономические кризисы). За любым из этих событий косвенно стояли правильные или неправильные действия законодателей, которые реагировали не вовремя на колебания нашей экономики.

За годы реформ в нашей стране накапливается свой собственный правовой опыт, который необходимо применять на практике. С убыстрением темпов роста экономики, убыстряется и хозяйственная жизнь страны. Возобновляются, либо уже возобновились прерванные было хозяйственные связи между хозяйствующими субъектами. Это влечет за собой все укрупняющийся товарный, денежный оборот. Что подразумевает за собой взаимные расчеты, которые осуществляются, в том числе, и в безналичной форме, которая является превалирующей при расчетах между юридическими лицами.

В результате фундаментальных изменений в финансово-эконо¬мическом развитии России в процес¬се формирования рыночной эконо¬мики и рыночных отношений прои¬зошли существенные сдвиги и пре¬образование институционной струк¬туры хозяйствующих субъектов, вы¬разившиеся, в частности, в появле¬нии коммерческих банков и иных кредитных организации, которые в настоящее время функционируют в рамках двухуровневой банковской системы. Внедрение рыночных инс¬титутов в экономические отношения хозяйствующих субъектов наряду с гиперростом их числа и появлением разнообразных организационно-пра¬вовых форм создало объективные предпосылки для существенного роста объема расчетных отношений в хозяйстве. Развитию этой тенден¬ции способствовали также и либера¬лизация внешнеэкономической дея¬тельности российских предприятий и предпринимателей, широкая ин¬теграция России в мирохозяйствен¬ные связи и ее участие в междуна¬родных финансово-экономических организациях. Все это, в конечном счете, обусловило повышенный ин¬терес как отечественных, так и зару¬бежных исследователей к вопросам правового регулирования расчетных отношений.

Темой данной дипломной работы является «Правовое регулирование расчетов по инкассо». Данный раздел Гражданского права относится к так называемым «Безналичным расчетам», которые имеют свою специфику. Впервые основные вопросы соверше¬ния расчетных операций регулируются на уровне закона. ГК устанавливает, что платежи на территории РФ осуществляются наличными деньгами и в безналичной форме (п. 1 ст. 140 ГК). Расчеты, не связанные с предпринимательской деятельностью граждан, разрешаются наличными деньгами (ст. 861 ГК). Рас¬четы с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, как правило, должны про¬изводиться в безналичном порядке. Однако в настоящее время не предусмотрено каких-либо ограничений или запретов на осуществление расчетов с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наличными деньгами.

Глава 3:

Изменение и отзыв инкассово¬го поручения. Они не регламенти¬руются Унифицированными прави¬лами. Однако в соответствии со сло¬жившейся практикой инкассовое по¬ручение может быть изменено или отозвано доверителем или банком-ремитентом лишь в том случае, если соответственно банк-ремитент или представляющий банк получает из¬вещение об изменении или отзыве инкассового поручения до фактичес¬кого исполнения соответственно банком-ремитентом или представля¬ющим банком инкассового поручения. При получении извещения об изменении инкассового поручения банк-ремитент или представляющий банк исполняет инкассовое поруче¬ние в соответствии с данными изме¬нениями. При получении поручения об отзыве банк-ремитент или пред¬ставляющий банк обязаны возвра¬тить переданные документы соот¬ветственно доверителю или банку-ремитенту. Нужно иметь в виду, что согласно ст.4 Унифицированных правил банки не вправе следовать каким-либо указаниям, полученным ими от любого лица, кроме напра¬вившего им инкассовое поручение (если иное не указано в инкассовом поручении). Следовательно, довери¬тель имеет право давать какие-либо указания инкассирующему банку лишь через банк-ремитент.

Ответственность банков при исполнении инкассового поруче¬ния. В случае ненадлежащего ис¬полнения банками обязанностей по исполнению инкассового поручения банк-ремитент, инкассирующий банк и представляющий банк возме¬щают соответственно доверителю или банку-ремитенту понесенные убытки. Вместе с тем банки не несут никакой ответственности за задерж¬ки или потери в пути каких-либо со¬общений, писем или документов, ли¬бо за задержку, искажение или каки¬е-нибудь ошибки в текстах сообще¬ний, либо за ошибки в переводах или толковании технических терминов (ст. 14). Как было отмечено, банки не отвечают за форму, действитель¬ность, фальсификацию, подлинность или юридическую силу любого пере¬даваемого ими документа (ст. 13). Кроме того, представляющий банк не отвечает за подлинность подписи под акцептом переводного векселя (иного документа) или за наличие у лица, подписавшего акцепт (иной документ), полномочий на такое подписание (ст.22-23).

Таким образом, банки, участвую¬щие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут ника¬кой ответственности за неоплату или неакцепт документов. Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортеру документы к оплате (акцепту) либо направить доку¬менты другому банку для предостав¬ления к оплате (акцепту), т.е. выпол¬нить в значительной степени техни¬ческие функции. Именно этим фактом определяется относительная дешевиз¬на данной формы международных расчетных отношений.

Заключение:

Таким образом, приступая к заключительной части нашей работы, можно сделать некоторые выводы. Расчетные отношения играют огромную роль в экономике всех стран. Существуют как наличные, так и безналичные расчеты. Но по масштабам средств превалируют все-таки безналичные расчеты, т.к. ГК РФ устанавливает определенные ограничения в данной области. Все сделки должны производится в безналичной форме, если размер их превышает 60 тыс. рублей. Мы установили, что формами безналичных расчетов, как в нашей стране, так и в международной практике являются: расчеты платежными требованиями (поручениями), чеками, аккредитивами, расчеты в порядке инкассо. Каждый из этих видов расчетов имеет свои достоинства и недостатки. Так, расчеты посредством аккредитивов являются удобными для поставщика, но являются относительно дорогостоящей операцией, есть риск, что действие аккредитива закончится до поступления средств поставщику. С этих позиций в более выгодном свете представлены расчеты в порядке инкассо. Сама операция не требует особых затрат. Банки в этом случае выступают в роли организаторов. Как мы выяснили, по данному договору получатель платежа поручает банку передать определенные договором документы (товарораспределительные накладные, страховые документы) против произведенного платежа.

Также в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что международная классификация участников данного правоотношения является более точной. Поэтому, на наш взгляд, необходимо банк-эмитент именовать банком-ремитентом, и, соответственно, исполняющий банк – инкассирующим банком. Т.к. данная классификация субъектов данного правоотношения более точно отражает их участие.

Также необходимо сделать вывод о распространенности расчетов по инкассо в международной практике. Широкое распространение ин¬кассо в международных расчетах связано, прежде всего, с его относи¬тельной дешевизной (поскольку бан¬ки не несут ответственности за пла¬теж и выполняют чисто организаци¬онные функции, в число выплачивае¬мого им вознаграждения включают¬ся только комиссия и компенсация понесенных расходов). Кроме того, государство может легко контроли¬ровать трансграничное движение ва¬люты, предписывая перечень обяза¬тельных к приему на инкассо доку¬ментов: экспортно-импортных ли¬цензий, разрешений и т.п.

Но, с другой стороны, инкассо имеет ряд существенных недостатков. Для него характерен разрыв во времени меж¬ду отгрузкой товара, передачей доку¬ментов в банк и получением плате¬жа, срок которого может быть доста¬точно продолжительным, что замед¬ляет оборачиваемость средств экс¬портера.

И, наконец, хотелось бы оста¬новиться на источниках правового регулирования расчетных отноше¬ний, в т.ч. и расчетов по инкассо. Как мы уже видели выше, рас¬четные отношения регулируются прежде всего нормами национально¬го законодательства различной при¬роды (частно-правовыми и публич¬но-правовыми), закрепленными в разного рода нормативно-правовых актах. В их число входят федераль¬ные законы, стоящие в иерархии нормативно-правовых актов в пер¬вом ряду (главным образом Граж¬данский кодекс РФ, а также Налого¬вый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие законы); подзаконные нормативно-правовые акты, среди в ряду которых ключевыми выступают акты Банка России (Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»), а также инструкции, положения, и указания иных федеральных органов исполнительной власти. Заключают этот перечень локальные норматив¬ные акты самих кредитных органи¬заций, принятые в качестве внутрибанковских правил на основании законодательства и нормативных актов Банка России. В про¬цессе применения национально-правовых норм существенную роль играют акты толкования права, принимаемые в виде постановле¬ний и других документов Высшим Арбитражным Судом РФ, Верхов¬ным Судом РФ и Конституцион¬ным Судом РФ.

Похожие работы на данную тему