Механизм и виды рефинансирования коммерческих банков

Название работы: Механизм и виды рефинансирования коммерческих банков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Банковское дело

Страниц:

71 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Понятие, сущность и основы рефинансирования коммерческих банков 8

1.1. Теоретические основы рефинансирования коммерческих банков 8

1.2. Виды рефинансирования коммерческих банков и участие в нем ЦБ РФ 31

1.3. Законодательная основа рефинансирования коммерческих банков 44

Глава 2. Современные механизмы рефинансирования коммерческих банков 48

2.1. Основные составляющие рефинансирования коммерческих банков 48

2.2. Механизмы рефинансирования коммерческих банков Центробанком России 50

2.3. Другие способы рефинансирования коммерческих банков 58

Глава 3. Проблемы и направления рефинансирования коммерческих банков 64

3.1. Проблемы рефинансирования коммерческих банков 64

3.2. Направления совершенствования механизмов рефинансирования коммерческих банков России 65

Заключение 69

Список использованной литературы 71

Выдержка:

Введение:

Начиная с конца 70-х годов индустриально развитые страны стали постепенно переходить от использования инструментов прямого контроля к использованию косвенных инструментов денежно-кредитной политики. К инструментам косвенного воздействия можно отнести целый комплекс мер центральных банков по рыночному изменению денежно-кредитных отношений в регулировании денежной массы, включающий в себя резервные требования коммерческим банкам, ломбардные кредиты, депозиты небанковских институтов, кредитные аукционы, первичную продажу ценных бумаг центрального банка (операции открытого рынка).

При проведении центральными банками денежно-кредитной политики применяются меры длительного и краткосрочного характера.

Долгосрочные инструменты обеспечивают реализацию стратегии денежно-кредитной политики и, как правило, являются в основном традиционными инструментами регулирования - политика обязательных резервов

Инструментами, применяемыми центральными банками для гибкого и оперативного управления банковской ликвидностью, являются валютная политика, операции с определёнными ценными бумагами, депозитные операции и прочие.

Специальные механизмы рефинансирования, включающие способы заимствования или депонирования средств, создаваемых по инициативе кредитных (финансовых) учреждений и действующих в рамках лимитов, устанавливаемых центральным банком. Кредитование коммерческих банков с использованием этих механизмов обязательно осуществляется под залог ценных бумаг.

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве инструментов регулирования их ликвидности и потому по ним начисляются штрафные процентные ставки.

В соответствии с характером функционирования рефинансовые механизмы в настоящее время имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью коммерческих банков со стороны центрального банка.

Развитие системы рефинансирования исторически предполагало желание центральных банков обеспечить стабильность финансовой системы. Варьирование сроков кредитов в банковской системе - один из старейших способов использования инструментов денежной политики.

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков - это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Оно является важным направлением деятельности центрального банка. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции банка банков.

Глава 3:

Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

В текущем году Банк России принимал решения по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение при осуществлении операций рефинансирования банков (Ломбардного списка Банка России).

В целях совершенствования операций рефинансирования под залог векселей и кредитных обязательств организаций сферы материального производства разработаны новые нормативные документы, устанавливающие порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей (прав требования по кредитным договорам) организаций, имеющих международный рейтинг, или поручительствами кредитных организаций, имеющих международный рейтинг.

Новый порядок характеризуется возможностью более оперативно принимать решения о предоставлении кредита Банка России, дифференцированным подходом к уровню процентных ставок за пользование кредитом в зависимости от срока кредитования, дифференцированным подходом к величине применяемых к стоимости залога поправочных коэффициентов в зависимости от качества принимаемого в залог имущества (активов) и предполагает право кредитной организации на выбор способа обеспечения ее обязательств по кредиту Банка России между залогом имущества и поручительством другой кредитной организации. Более того, вновь введенный порядок предполагает возможность кредитной организации заблаговременно, до возникновения потребности в дополнительной ликвидности, сформировать залоговое обеспечение в виде векселей и прав требования по кредитным договорам.

Процентные ставки по инструментам рефинансирования находились в диапазоне от 6 до 13%, достигая максимального значения по инструментам постоянного действия (кредиты "овернайт", сделки "валютный своп", ломбардные кредиты по фиксированным процентным ставкам) и приближаясь к нижней границе по рыночным инструментам (прямое РЕПО на срок 1 день). При этом фактические процентные ставки на рынке межбанковских кредитов были ниже - средневзвешенные за месяц ставки MIACR по рублевым кредитам сроком до одной недели находились в диапазоне от 1 до 4% годовых. Вместе с тем в отдельные периоды текущего года (преимущественно к концу месяца) уровень процентных ставок на рынке межбанковских кредитов повышался: так, в последние дни октября ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам достигала 8-12% годовых, что было обусловлено перечислением в значительном объеме налогов в бюджеты и увеличением спроса на иностранную валюту.

Поскольку уровень ставок по инструментам предоставления денежных средств со стороны Банка России выше уровня ставок денежного рынка, основной задачей при использовании данных инструментов фактически являлось обеспечение стабилизации ставок на денежном рынке в случае снижения уровня ликвидности банковского сектора и пополнение ликвидности. Однако эффективному выполнению указанных задач препятствовали высокая степень сегментации денежного рынка и незначительная доля залоговых бумаг в портфелях большинства кредитных организаций.

Заключение:

Ставка рефинансирования Банка России с 26 декабря 2005 года установлена в размере 12% годовых

Напомним, что прежний размер ставки составлял 13% годовых и был установлен с 15 июня 2004 г. В прошлом году Банк России снижал размер ставки рефинансирования дважды — 15 января, когда она была снижена с 16% до 14% годовых, и 15 июня. Полугодом ранее, 21 июня 2003 г., она была снижена с 18% до 16% годовых.

Снижение ставки рефинансирования продиктовано явным желанием государства обуздать выходящую за рамки прогнозов инфляцию. Несмотря на многочисленные заявления МЭРТ о том, что в их распоряжении имеется не один инструмент сдерживания инфляции, был выбран, пожалуй, самый понятный и рыночный по своей природе способ.

Снижая ставку рефинансирования, Центральный Банк тем самым вынуждает коммерческие банки соответствующим образом корректировать ставки по своим кредитным портфелям. Если учесть тот факт, что большинство крупнейших предприятий и коммерческих организаций — резидентов РФ (как государственных, так и негосударственных) — имеют значительную часть пассивов в виде заемных средств от банков, эффект от такого снижения со временем должен привести к сокращению роста цен на производимые внутри страны товары и услуги и, соответственно, к снижению инфляции. Таким образом, де-юре государство снизило стоимость денег в экономике (стоимость заимствования внутри страны), а де-факто пытается сдержать инфляцию путем снижения вмененных издержек от использования заемных средств в себестоимости продуктов и услуг в РФ.

Поскольку на сегодняшний день ставка рефинансирования в России не отражает реальную стоимость ресурсов на рынке заимствований, то мы имеем дело в большей степени с индикатором. Так, например, для программы ипотечного кредитования, именно такая ставка — 12% — и есть необходимый показатель, который в последнее время обсуждался и на правительственном уровне.

Основными причинами низкого использования процентных инструментов Банка России по оценке респондентов являются: высокий уровень ставок (более 60% респондентов) и недостаток обеспечения у коммерческих банков (более 20% респондентов). Многие респонденты предлагают снизить ставки по инструментам Банка России в целях их приближения к рыночному уровню межбанковского рынка. Было отмечено, что аукционный механизм определения ставок не гарантирует возможность привлечения рефинансирования по инструменту РЕПО даже в случае готовности коммерческого банка заключить сделку на условиях Банка России.

Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

Похожие работы на данную тему