Психологическая готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Название работы: Психологическая готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

83 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Проблема психологической готовности к школе в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи

1.3. Особенности организации диагностической и коррекционно-развивающего работы по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речи

Выводы

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ И МЕТОДОВ ЕЁ КОРРЕКЦИИ

2.1. Этапы, методы и характеристика выборки исследования

2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми с недоразвитием речи по подготовке их к обучению в школе

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Литература

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования.

Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия "готовности", или "школьной зрелости".

Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Поэтому мы считаем актуальной рассмотрение темы нашего исследования «Методы диагностики и коррекции готовности к школе детей с нарушением речи в работе воспитателя ДОУ».

Цель исследования - изучение особенностей и проведение коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к школьному обучению детей с нарушением речи.

Задачи исследования:

1. Изучение психологических исследований проблемы психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

2. Выявление особенностей психологической готовности к школьному обучению старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

3. Отбор форм и методов коррекции готовности к школе детей с общим недоразвитием речи;

4. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи;

5. Анализ эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Объект исследования - психологическая готовность к школьному обучению.

Глава 2:

Из гистограммы видно, что уровень развития наглядно-образного мышления и умения действовать по образцу повысился. Критерий Вилкоксона равен Т=0, p<0,01, что значительно ниже табличного значения и подтверждает произошедшие изменения.

Таким образом, в результате диагностики наглядно-образного мышления и умения действовать по образцу можно сделать вывод, что

1) у детей, не имеющих речевых нарушений, уровень развития наглядно-образного мышления и умения действовать по образцу выше, чем у воспитанников логопедической группы;

2) интеллектуальная подготовка к обучению в школе детей с речевыми нарушениями возможна с помощью коррекционно-развивающих занятий.

Диагностика личностной готовности

Результаты анкеты для диагностики школьной мотивации

Н.Г. Лускановой

Описание методики, протоколы исследования до и после проведения коррекционной работы см. в приложении 6.

В ходе первичной диагностики школьной мотивации дошкольников в основной группе был выявлен 1 (6,7%) ребенок с высокой мотивацией, 3 (20%) ребенка со средней мотивацией, 1 (6,7) ребенок с внешней мотивацией, 10 (66,6%) с низкой мотивацией. Выборочное среднее - 14,8. В логопедической группе был выявлен 1 (6,7%) ребенок с высокой мотивацией, ни одного ребенка со средней мотивацией, 5 (33,3%) детей с внешней мотивацией, 8 (53,3%) с низкой мотивацией, 1 (6,7%) с негативным отношением к школе. Выборочное среднее 13,4. См. таблицу 7, гистограмму 11.

Таблица 7

Сравнительная таблица уровня школьной мотивации детей, имеющих и не имеющих речевые нарушения (в%)

Заключение:

Обследования поступающих в школу детей, проводившиеся психологами, педа¬гогами, медиками, показывают сходные результаты, согласно которым около тре¬ти детей, достигших шести-семилетнего возраста, психологически не готовы к школьному обучению. Таким образом, подготовка детей к школе была и остает¬ся одной из важнейших задач учебно-воспитательных комплексов и родителей.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены мно¬гочисленные труды психологов и методистов: А.Н.Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, A.M. Пышкало, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня под¬готовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на ус¬пешность всего последующего обучения.

Современные психологические, педагогические исследования свидетельствуют о том, что одной из самых важных сторон психологической готовности к школе является определенный, достаточно высокий уровень развития произвольности (волевого развития ребенка).

Центральной линией развития произвольности, по Л.С. Выготскому, является волевое и произвольное поведение, опосредованное знаком. Основная функция знаковых средств состоит в объективизации собственного поведения. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольности у Л.С.Выготского является развитие речево¬го опосредования.

«С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребенком, включается его собственное поведение... С помощью речи ребенок впервые ока¬зывается способным к овладению собственным поведением, отнесясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему ов¬ладеть этим объектом...».

«С помощью речи ребенок создает рядом со стимулами, доходящими до него из среды, другую серию вспомогательных стимулов, стоящих между ним и сре¬дой и направляющих его поведение. Именно благодаря созданному с помощью речи второму ряду стимулов поведение ребенка поднимается на более высокий уровень, обретая относительную свободу от непосредственно привлекающей си¬туации, импульсивные попытки преобразуются в планируемое, организованное поведение».

Исходя из изложенных рассмотренных нами теоретических позиций на психологическую готовность к школьному обучению, мы провели диагностическую и коррекционную работу по подготовке к школе детей с общим недоразвитием речь.

Результатом исследования стало подтверждение выдвинутой ранее гипотезы о том, что у детей с недоразвитием речи отмечается отставание в уровне интеллектуального компонента психологической готовности. Психологическая подготовка к обучению в школе детей с речевыми нарушениями возможна с помощью коррекционно-развивающих занятий направленных на формирование речемыслительной деятельности и культуры речи детей.

Однако, в нашем работе мы не смогли охватить всего спектра проблемы подготовки детей с ОНР к обучению в школе. Остались не рассмотренными такие вопросы как подготовка детей к обучению в школе на занятиях по другим направлениям воспитания (физического, познавательного, экологического и т.п.). Требуют более тщательного изучения особенности психологической готовности детей с ОНР к обучению в школе и т.д.

Таким образом, исследование проблемы подготовки детей с речевыми нарушениями к обучению в школе не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего более подробного и обширного изучения.

Похожие работы на данную тему